Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Жницы. В.П. Нечаева. Начало 1960-х годов

Конец лета – начало осени – время сбора урожая. Многие мастера прикладного и народного творчества посвятили свои работы этой страдной поре.

В собрании дымковских игрушек Сергиево-Посадского музея-заповедника имеется небольшая композиция «Жницы», выполненная в начале 1960-х годов. Её автор – талантливая мастерица Валентина Павловна Нечаева (1934 – 1981), к сожалению, ушедшая от нас слишком рано, в самом расцвете творческих сил. Работ её осталось не так много, в музейных собраниях они насчитываются единицами.

Скульптурная группа «Жницы» состоит из трёх фигур: двух женских и одной детской. Композиция компактна, лаконична и немногословна в деталях. В ней нет ничего лишнего, и вместе с тем сказано всё, что нужно. Две молодые, нарядно одетые женщины в платочках, завязанных сзади, собрались на жатву: в руках у них - довольно большие серпы, по крестьянской привычке перекинутые через плечи; с ними - маленький мальчик с дымковским коньком-свистулькой в руках.

Фигурки приземисты, устойчивы, тщательно проработаны. В их объёмах преобладают смягчённые, округлые формы, несколько утяжелённые книзу. В росписи традиционно сочетаются сплошная раскраска и орнамент, состоящий из простых по рисунку элементов: кругов-горошин, клеток, волнистых линий, колец. Предпочтение отдаётся характерным для того времени определённым краскам: малиново-розовому фуксину, изумрудной зелени, жёлтой, оранжевой, красной, насыщенно-синей. Небольшие размеры произведения (11х12х8 см) – органически сложившийся, естественный размер дымковских игрушек, удобный для работы, камерный, лиричный, созвучный всему образному строю данного произведения.

В 1960-е годы – очень важный период для народных художественных промыслов. Заметно вырос спрос на произведения декоративно-прикладного искусства, ширился интерес к национальному своеобразию. Строгие формы и гладкие поверхности мебели, аскетизм интерьеров тех лет сразу приобретали жилой вид и согревались теплом человеческих чувств, как только на их фоне появлялись предметы, созданные народными мастерами. Не случайно весёлая и нарядная дымковская игрушка стала неотъемлемой частью советского искусства 1960-х годов. Среди её сюжетов всё большее отражение находили сельский труд и быт, сценки народной жизни, сказочные и литературные персонажи. Причём традиционные образы подчас обретали новое содержание, неожиданную интерпретацию. В этом ряду своё место занимает скульптурная группа «Жницы» Валентины Павловны Нечаевой из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Ил.1. Нечаева В.П. Скульптурная группа «Жницы». Начало 1960-х годов. (Собрание СПМЗ)

Ил.2. Дымковская мастерица Валентина Павловна Нечаева. В своей мастерской за работой. 1980 г.


Вед. научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX вв.» Г.В. Соколова