Интересно об экспонатах
Покров. Крест на Голгофе. Первая четверть XVII в. Мастерские Троице-Сергиевого монастыря (?).
В исторической экспозиции Сергиево-Посадского музея хранится покров на гробницу царевича Федора Борисовича, предположительно созданный трудами царевны Ксении.
Письмо царевны-инокини из осажденного Троицкого монастыря
В архиве Санкт-Петербургского института истории РАН сохранился уникальный исторический документ – письмо царевны-инокини Ольги (Ксении Годуновой), написанное 29 марта 1609 г. из осажденного Троице-Сергиева монастыря. Царевна-инокиня писала своей «тетушке», княгине Домне Богдановне Ноготковой-Оболенской. Родство между ними было дальнее: Домна являлась сестрой царевны Евдокии Богдановны, супруги старшего сына Ивана Грозного, царевича Ивана Ивановича. По этой линии теткой царевны-инокини Ольги была царица Ирина Федоровна Годунова, а ее супруг – царь Федор Иванович – дядей.
Смута раскидала родичей – княгиня Домна была в Москве, а ее «племянница» – в осажденной Троице. Одно из немногих, что подкрепляло дух осажденных, была переписка с родными. Вот, и царевна-инокиня сообщает своей дальней родственнице о тех бедствиях, которые происходят с ней и другими «сидельцами»:
«Государе моей свету-тетушке, княгине Домне Богдановне, Борисова дочь Федоровичя Годунова челом бьет. Буди, государыня, здорова на многие лета, со всеми своими ближними приятели. Пожалуй, государыня, пиши ко мне о своем здоровье; а мне бы, про твое здоровья слышав, о Господе радоватися. А про меня похочешь ведати, и я у Живоначалные Троицы, в осаде, марта по 29 день, в своих бедах чуть жива, конечно болна, со всеми старицами; и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти, потому что у нас, в осаде, шатость и измена великая. Да у нас же, за грех за наш, моровояповетрея: всяких людей изняли скорби великиясмертныя, на всякой день хоронят мертвых человек по двадцати и по тридцати и болши; а которые люди посяместо ходят, и те собою не владеют, все обезножели. Да пожалуй отпиши ко мне про московское житье, про все подлинно. А яз тебе, государыне своей, много челом бью».
Ил. 1. Письмо царевны-инокини из осажденного Троицкого монастыря.
Похожее письмо царицы-инокини Ольги было обнаружено недавно в Шведском государственном архиве. Оно также отправлено из осажденного Троице-Сергиева монастыря в Москву, другой «тетушке» – вдове Дмитрия Ивановича Годунова, Стефаниде Андреевне.
Из «Сказания» Авраамия Палицына и других источников известно, что все, о чем писала царица-инокиня соответствует действительности – в осажденном монастыре широко распространилась эпидемия («моровое поветрие»), смертность была огромной. Ходили слухи об измене, по этому обвинению был взят и подвергнут пыткам казначей Иосиф (Девочкин).
Царевне-инокине Ольге удалось пережить троицкую осаду, она умерла в 1622 г., прожив последние годы во Владимирском Княгинином монастыре, а была похоронена в семейной усыпальнице Годуновых, в паперти Успенского собора Троице-Сергиева монастыря.
Ил.2. Усыпальница Годуновых.Фото середины XX века.
Трагическая история ее жизни может стать сюжетом для исторического романа. Единственная дочь Бориса Годунова, царевна Ксения, выросла в роскоши, окруженная любовью и заботой. В «Летописной книге», появившейся после Смуты, дается впечатляющее описание ее внешности: «Девица дивного разума, яркой красоты: бела лицом и румяна, губы у нее алые, очи большие, черные, светом сияли. <…> Брови сходились на переносице, телом была дородна и как молоко бела; ростом ни высокая, ни низкая, волосы чёрные и длинные, как трубы, по плечам лежали. Из всех женщин была благочиннейшая, в писании книжном начитана, отличалась благоречием, воистину во всех делах искусна, пение любила, особенно духовные песнопения». Однако считать это описание достоверным портретом, к сожалению, нельзя – оно составлено из женских образов «Троянской истории», популярного на Руси переводного исторического сочинения. Можно, однако, констатировать, что царевна была красива, образована и умна.
Царь Борис намеревался выдать дочь замуж за иноземного принца, однако, с этим было сложно – европейские монархи были католиками или протестантами. Когда один из них, датский герцог Иоганн, согласился приехать в Россию и жениться на Ксении, вмешалась безжалостная судьба.
Ил.3. Усыпальница Годуновых после вскрытия комиссией. Чертеж. 1945 год.
Ил.4. Фрагменты тканей из гробницы Бориса Годунова. Фото перед реставрацией. 1950-е гг.
Привлекательный молодой герцог, успевший снискать привязанность царской семьи и популярность в народе, неожиданно скончался от болезни (1602 г.). Царевне нашли другого жениха – грузинского царевича Кайхосро, – но началась Смута, и этот брак не состоялся.
Ил.5. Портрет царя Бориса Годунова. XIX век.
В пределы России вторгся Лжедмитрий I, объявивший Годунова узурпатором трона, и во время борьбы с претендентом-самозванцем царь Борис скончался 13 апреля 1605 года. Лжедмитрий захватил царский трон в июне того же года и приказал убить вдову Годунова, Марию и их сына, царевича Федора.
Ил. 6. Портрет Дмитрия Самозванца 1580(?)-1606 год. Лукас Килиан (1579-1637). Бумага, гравюра резцом
Царевне Ксении была уготована горькая участь наложницы самозванца, затем ее постригли в монахини и сослали в Горицкий монастырь на Белоозере. Монашеское имя Ольга было избрано для царевны не случайно. В Средние века женское имя Ксения писалось и произносилось как Аксинья или Оксинья. А по традиции монашеское имя часто начиналось на ту же букву, что и мирское.
После низложения и убийства Лжедмитрия в мае 1606 года, новый царь Василий Шуйский предпринял частичную реабилитацию Годуновых. Останки царя Бориса и его семьи торжественно перенесли в Троице-Сергиев монастырь и похоронили в паперти Успенского собора. За гробами родителей и брата шла царевна-инокиня Ольга и оплакивала судьбу своей семьи и собственные злоключения. Эта сцена отразилась в народной памяти, и уже в 1619 г. англичанин Ричард Джемс записал на Русском Севере песню, в которой от имени Ксении излагалась ее трагическая история:
А что едетъ к Москве Рострига,
да хочетътеремыломати,
меня хочетъ, царевну, поимати,
а на Устюжну на Железную отослати,
меня хочетъ, царевну, постритчи,
а в решетчатой сад засадити.
Ино ох-те мне горевати:
какъ мне в темну келью ступити,
у игуменьи благословитца?
После кончины царевну похоронили вместе с родителями и братом в паперти Успенского собора Троице-Сергиева монастыря. В XVIII в. над погребением Годуновых была выстроена особая каменная «палатка».
В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника сохранились покровец на гробницу преподобного Сергия Радонежского и индития, созданные трудами царевны и ее мастериц в 1601–1602 гг.
Ил.7. Воздух «Христос во гробе». Фрагмент. 1603/1604 гг. Россия. Москва. Мастерские Кремля. Камка, шелковые нити, золотные нити, серебряные нити, золото.
Ил.8. Воздух «Христос во гробе». Фрагмент. 1603/1604 гг. Россия. Москва. Мастерские Кремля. Камка, шелковые нити, золотные нити, серебряные нити, золото.
С именем царевны также связывают изготовление покрова на гробницу царевича Федора Борисовича. Праздничный покров из красного бархата, с серебряными дробницами, окружает эпитафия, оплакивающая погибшего юношу: «Приидитевсивернии и видим чудо бывшее, иже вчера златом и царскими багряницами и красайся и множествы земными владуще, а ныне лежит мерт без дыхания и без зрака ...» Есть мнение, что автором этого текста могла быть начитанная царевна-инокиня.
Ил. 9. Покров. Крест на Голгофе. Первая четверть XVII в. Мастерские Троице-Сергиевого монастыря (?). Бархат, камка, шелк, серебро, жемчуг; шитье, низание, гравировка, золочение. СПМЗ.
Покров на надгробный памятник царя Федора Борисовича Годунова (1589 – 1605) был создан для совершения особых поминальных обрядов, совершавшихся в «праздничные» (дни памяти) по роду Годуновых. Надгробные памятники (надгробницы), сооруженные в храме, были нарядно оформлены. Этим подчеркивалась особая зона фамильной усыпальницы Борисова рода. Перед надгробиями были установлены подсвечники, на стенах вокруг могил размещались в несколько рядов иконы в драгоценных окладах. На надгробиях же стелили надгробные покровы, которые были двух видов: праздничные – из черного и красного («червчатого») бархата и повседневные – из черного и красно-лилового сукна. (Покровы красного цвета предназначались только для царевича Федора).
В 1780 – 1781 гг. западная паперть Успенского собора была разобрана и над могилами царя Бориса и его родных построили палатку, сохранившуюся до нашего времени. С тех пор памятные дни семьи царя Бориса в Лавре уже не отмечали особыми богослужениями.
К этому времени три праздничных покрова, хранившиеся в монастырской ризнице уже без употребления, обветшали, и с них спороли жемчуг и другие украшения. Сохранился лишь покров на гробницу царя Федора Борисовича Годунова, сшитый из красного бархата и украшенный серебряными дробницами, жемчугом и золотым шитьем. Сорок шесть дробниц с изображениями святых, наведенными гравировкой и чернью, образуют Голгофский крест в центре покрова. Покров на гробницу царя Федора Годунова является уникальным произведением древнерусского декоративно-прикладного искусства.
С.Ю. Шокарев, к.и.н. ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-нач. XX в.».
Т.Ю Токарева, зав. отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV-нач. XX в.».