Интересно об экспонатах
Три надвратных храма Троице-Сергиевой лавры на макетах XV, XVI и XVII веков. К 100-летию музея
В залах исторической экспозиции Сергиево-Посадского музея-заповедника представлены макеты, показывающие развитие архитектурного ансамбля Троице-Сергиева монастыря в XV, XVI и XVII веках. Выполнены они по проекту архитектора В.И. Балдина. Территория монастыря на них показана обнесённой крепостной стеной: деревянной в XV столетии и каменной – в более позднее время. Во все периоды, отраженные на макетах, над входными вратами в обитель показаны надвратные церкви: Дмитрия Солунского (XV в.), во имя Пр Сергия (XVI в.) и Рождества Иоанна Предтечи (XVII в.). И в истории каждой из этих церквей имеются вопросы, на которые до сих пор нет определённого ответа.В литературе утвердилось мнение, что над воротами еще древней деревянной ограды стояла деревянная же церковь Дмитрия Солунского. Освященная в честь патрона великого князя Дмитрия Ивановича Донского, считается, что она была воздвигнута едва ли не самим основателем обители Сергием, «как выражение особенной духовной любви Преподобного к своему государю».
Церковь Дмитрия Солунского на макете XV в.
В начале XVI в., еще при деревянной монастырской ограде над главным входом, в монастырь была поставлена каменная церковь во имя Пр. Сергия с приделом Василия Парийского. По одной версии считается, что при строительстве нового надвратного храма Дмитриевская церковь была разобрана, по другой – сохранена и поставлена к Сергиевской церкви вторым приделом, а в период шестнадцатимесячной осады Троицкого монастыря поляками в 1608-1609 гг. – разобрана на дрова.
Между тем исследователь Б.М. Клосс предполагает, что церковь Дмитрия Солунского была сооружена не в XV в., а в период короткого царствования Лжедмитрия I (1605 г.), небесным покровителем которого также являлся этот святой. И в результате возникает вопрос: существовала ли вообще хоть какая-то церковь на воротах древней ограды, а если таковая и была – какому святому была посвящена?
Сергиевская церковь была заложена в октябре 1512 г. В храме с юга был устроен придел Василия Парийского – патрона великого Московского князя Василия III. К этому времени Василий III закончил строительство Государева двора в Новом селе Александровском и украсил новыми постройками свой Троицкий путь. Святые ворота с церковью Сергия, по мнению архитектора В.В. Кавельмахера, были одними из них. Освящен храм был 15 декабря 1513 г. в присутствии великого князя.
Сергиевская церковь – «первая… и единственная именинная церковь 34-летнего Василия III», правившего к моменту ее заложения 8 лет. «Постройкой на воротах церкви своего имени Василий III брал монастырь под свою защиту».
Сергиевская церковь на макете XVI в.
Храм, видимо, был достаточно большим. Предполагаемые большие размеры Сергиевской церкви неудивительны. Ведь она – третий каменный храм в монастыре после Троицкого собора и Духовской церкви, построенных в XV в. Только через 30 с лишним лет после нее была сооружена первая (несохранившаяся) церковь над гробом Пр. Никона Радонежского.
Придел Василия Парийского существовал с момента строительства храма. В 1550-х гг. произошло его переосвящение. И пока нет ответа на вопрос, почему это было сделано. Связано ли это с тем, что церковь подверглась каким-то переделкам, может быть в связи с постройкой каменной ограды 1540-1550 гг., возможно некий пожар нанес ущерб храму. Такие предположения выдвигали разные исследователи, но окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Придел был ликвидирован в период 1641-1657 гг., почти на полстолетие раньше разборки самого храма (1692/93 гг.). Таким образом, отсутствует целый пласт в истории памятника.
В 1693-1699 гг. возводится существующая Предтеченская церковь. Строится она на средства Григория Дмитриевича Строганова (1656 - 1715), который с 1688 г. единолично владел огромными Пермскими, Зауральскими, Сольвычегодскими, Устюжскими и Нижегородскими землями. За достаточно короткий срок на его средства в его вотчинах сооружают четыре храма. Все эти постройки возводились последовательно – заканчивалось строительство одного храма и начиналось возведение нового.
Надвратный же Предтеченский храм, возведенный на средства Строганова Г.Д. в особо почитаемом месте – Троице-Сергиевом монастыре – стоит особняком среди этих построек. И строится он не после завершения очередной постройки, а в то время, когда шло возведение церкви в Нижнем Новгороде.
Предтеченская церковь на макете XVII в.
Надвратная церковь в Троицкой обители несколько скромнее прочих зданий, выстроенных по заказу Строганова. Это более каноничный по своей архитектуре храм, стоящий в главном монастыре России. В своих же землях Строганов имел большую свободу действий.
У Г.Д. Строганова, видимо, была личная заинтересованность в возведении храма в Троицком монастыре не только в силу знатности обители. Исследователь А.В. Чекмарев обратил внимание, что около Успенского собора были погребены отец и сестра Строганова – «именитый человек Дмитрий Андреевич Строганов, и дочь его Пелагея». Возможно, что выбор места для строительства был обусловлен именно этой причиной.
Вместе с тем нельзя не обратить внимание на еще одно обстоятельство. В 1692 г. было завершено строительство Трапезной, возводившейся по велению Петра и Ивана Алексеевичей на монастырские средства. И, возможно, желание Строганова построить храм в месте, где были захоронены близкие люди, было поддержано Петром I. Ведь Григорий Дмитриевич, который, как и его предки, поддерживал царя в его свершениях не только делами, но, главное, финансово.
Очевидно, что время строительства Предтеченской церкви определялось обстоятельствами, а не спонсором, поэтому и строились одновременно Строгановские храмы – в Нижнем и в Лавре.
Предтеченская церковь – наименее обследованный и изученный памятник из всего монастырского ансамбля. До сих пор неизвестно, сохранились ли какие-либо элементы древней Сергиевской церкви в существующем храме, и если сохранились, то какие.
Так каждый из надвратных храмов Лавры имеет свои загадки, ответы на которые, возможно, найдут будущие исследователи.
Ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - начала XX века» Н.В. Холодкова.