Интересно об экспонатах
Праздничный головной убор и «большой наряд» девушки брачного возраста Русского Севера
Неизменный интерес посетителей Сергиево-Посадского музея-заповедника вызывают разнообразные девичьи и женские головные уборы, представленные в экспозиции «Мир русской деревни». Праздничный головной убор девушки брачного возраста – повязка в форме высокого цилиндра с открытой верхней частью – в конце XIX – начале ХХ века бытовал почти во всех уездах Архангельской губернии. Повязку делали на твердой основе из широкого золотистого позумента фабричного производства с узором в виде гирлянды серебристых цветов. Налобную часть расшивали по блестящей фольге искусственным жемчугом, белым или прозрачным бисером узором, напоминающим восьмиконечные снежинки. Заканчивалась повязка изящной поднизью из полукруглых фестонов, спускавшейся на лоб до самых бровей.
Ил. 1. Праздничный головной убор девушки брачного возраста. Архангельская губ.,
конец XIX – начало ХХ веков
В комплект с повязкой, которую на Пинеге называли «девичьим почётом», входила белая кисейная или батистовая рубаха с пышными рукавами, шелковый сарафан и парчовый полушубок (душегрейка) с позументами. Костюм дополняли два-три алых платка из тафты, которые носили на плечах, а концы заправляли под лямки сарафана и полушубка. С сияющей на солнце высокой повязкой органично гармонировали шейные и нагрудные украшения, позолоченные серьги с мелким речным жемчугом. На согнутой левой руке девушке-«повязочнице» полагалось держать «шалюшку» – большого размера шелковый платок с крупными цветами.
Ил. 2. «Большой наряд» повязочницы. Архангельская губ., конец XIX – начало ХХ веков
Изготовленный из дорогих материалов костюмный ансамбль, называемый «большим нарядом», надевали девушки из богатых крестьянских семей в период весенне-летних молодежных гуляний, которые устраивались в каждой округе с пасхальной недели до Петрова дня включительно с перерывом на петровский пост. Гуляния холостой молодежи проводились как по большим летним праздникам, так и в воскресные дни на открытом воздухе обязательно в присутствии зрителей – деревенских жителей. Обычно в начале гуляния девушки исполняли церемониальные танцы, смысл которых заключался в демонстрации себя и своего костюма. Эти собрания длились два-три дня и превращались в настоящие смотрины, где выбирали невесту, «приглядывали» жениха. Если девушку после праздничного гуляния сватали, и родители соглашались отдать её замуж, то костюм с повязкой становился свадебным нарядом невесты.
Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» В.А. Демкина.