Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Гуляющий кавалер

Среди всего многообразия дымковских свистулек в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника есть любопытный сюжет, который называется «гуляющий кавалер». Спереди – мужская полуфигура, сзади – свисток. Примечательно, что в Дымкове только две разновидности свистулек передают образы человека: это всадник (на одноглавом или двухголовом коне) и «гуляющий кавалер». Обе игрушки сравнительно позднего происхождения. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» – дело рук и фантазии только дымковских мастериц. 
Гуляющий кавалер» передаёт тип провинциального уличного франта. Он одет в вестон – модную в 1860-х – 1890-х годах верхнюю мужскую одежду. Это тёмный однобортный пиджак из крепа, кастора или бархата, обшитый тесьмой по борту и обшлагам рукавов. К вестону полагались полосатые визитные брюки и чёрный двубортный жилет, также обшитый тесьмой. Думается, совсем не случайно у «гуляющего кавалера» из собрания СПМЗ детали костюма выделены чёрными линиями, а свисток раскрашен в красно-белую полоску. Правда, при всей наблюдательности и подчас довольно точном воспроизведении определённого костюма, мастерицы интерпретировали и сочетали разные комплекты одежды соответственно своему вкусу и пристрастию. 
Композиционно игрушка «гуляющий кавалер» вполне органично слилась с формой свистульки, её художественное решение ярко и выразительно. Наличие свистка сзади не только не портит фигуру, а наоборот, удлиняет её, придает устойчивость и некоторый наклон назад, способствуя впечатлению мерного движения и барской важности персонажа. Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьёзностью принадлежат к числу наиболее самобытных в дымковском ассортименте. Они очень нравились самим дымковским мастерицам. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников – непременно с эполетами на плечах), узоры, высоту и форму шляпы. Конкретные предметы костюма находили множество вариантов претворения, придавали каждой игрушке своеобразие и яркую индивидуальность.
Возможно, такие фигурки пользовались большой популярностью во время народного праздника города Вятки, проводимого в четвёртую субботу после Пасхи – Свистопляски.

Ил.1  Мезрина А.А. Игрушка-свистулька «Всадник». 1900-е годы
Ил.2 Мезрина А.А. Игрушка-свистулька «Гуляющий кавалер». 1900-е годы.


Ведущий научный сотрудник «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI   вв.» Г.В. Соколова.