Интересно об экспонатах
Подносное блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Мастер Цырюльников. 1890 г.
Традиция преподнесения подарка на блюде известна со средневековых времен. Подносные блюда широко использовались в царском обиходе, во время церковных праздников, свадебном обряде. Историк XIX века Иван Забелин отмечал, что сам обычай дарения составлял «неотъемлемую статью дружелюбного обхождения, выражая любовный привет, почтение, уважение, преданность и все сердечные движения общенародного братолюбия». Обычай дарения хлеба и соли на блюде получает в России во второй половине XIХ столетия новую жизнь. Подносные блюда предназначались для подарков императору, государственным чиновникам, почетным гостям в память юбилейных дат, именин и других важных событий. Наибольшее распространение получили деревянные блюда, которые часто украшали богатым резным декором: сюжетными композициями, заимствованными с картин и гравюр русских художников, портретными изображениями русских царей, видами монастырей, а также памятными надписями.
В Сергиевом Посаде изготовлением заказных блюд занималось несколько опытных резчиков. В их числе – Иван и Василий Хрустачевы, Сергей и Николай Токаревы, семья Цырюльниковых. Достаточно любопытна история создания в 1890 году подносного блюда работы резчика Ивана Алексеевича Цырюльникова.
Цырульников И.А. Подносное блюдо. 1890 г. Сергиев Посад.
Оно было подарено Городским обществом Сергиева Посада московскому генерал-губернатору князю Владимиру Андреевичу Долгорукову в надежде на успешное разрешение притязаний местных властей: добиться для города административной самостоятельности и переименования его в Радонеж (до 1920 года город продолжал входить в состав Дмитровского уезда Московской губернии).
На зеркале блюда – резной высокорельефный архитектурный пейзаж с панорамным видом ансамбля Троице-Сергиевой лавры, имеющий многоплановое построение. Он был заимствован с литографии 1874 года работы Ивана Ивановича Старченкова. Обрамлением пейзажа служит дарственная надпись и широкая полоса узора-«плетенки». Композиция блюда исполнена с большим мастерством и отличается конкретностью, тщательностью в передаче деталей.
Зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.»
С.В. Горожанина.