Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Скульптура «Кормилица с детьми». 1930-е годы. Е.И. Пенкина

Среди дымковских фигурок самое первое место по количеству принадлежит образам нянек-кормилиц с детьми. Статные, в белоснежных кофтах, пышных юбках и передниках с фестонами или лепными оборками, в кокошниках разных форм или шляпках, уложенными в причёску волосами, они выделяются своей чистотой, аккуратностью, заботливым отношением к детям. Варианты композиций достаточно разнообразны: один или двое малышей на руках няни, один на руках, а другой идёт рядом, держась за руку, две девочки или мальчик и девочка под зонтиком или с игрушкой в руках. Изобретательность мастерицы проявляется в лепке и росписи деталей костюма.

Ярким примером может служить уникальная игрушка «Кормилица с детьми» из собрания Сергиево-Посадского музея работы старейшего автора дымковского промысла Елизаветы Ивановны Пенкиной (1882 – 1948). Её особенность заключается, прежде всего, в укрупнённых формах (высота 52 см). Крепкая статная фигурка – это уже не игрушка в собственном смысле слова, а подлинная скульптура. «Игрушками» их называют условно, по традиции. Следует заметить, что все дымковские игрушки XIX – начала XX в. достаточно миниатюрны. Обычно они существуют в трех размерах: около пятнадцати-восемнадцати сантиметров высоты, десять-двенадцать сантиметров и самые маленькие – сантиметров восемь-девять. Большие размеры дымковских барынь 1930-х годов отражают сложности и противоречия данного периода времени. Преувеличенные масштабы фигур (до 60 см в высоту) возникли не по инициативе дымковских мастериц. Это результат условий заказов 1930-х годов, не учитывавших ни сложившихся традиций народной глиняной пластики и её модулей, ни природные возможности глины как материала. Однако большие размеры работ не влияли на качество лепки и росписи: талант мастерицы успешно справлялся с утрированными формами, не терявшей своей статности и спокойной величавости.

Нарядная няня бережно и легко несёт на руках мальчика и девочку. Няня одета в оранжевое платье с волнистыми рукавами-крылышками. Край белого передника также лепной, украшенный рядами зелёных и оранжевых горошин и рисованным розовым кружевом. На голове няни жёлтый кокошник. Золотистыми кольцами спускаются на плечи серьги, на шее двухрядные мелкие бусы. На лицах всей группы тонкими чёрными линиями нарисованы брови «вразлёт», глаза-точки, далеко отставленные друг о друга, три оранжевых кружка рта и румян. В цвете игрушка удивительно изысканна и гармонична. Более светлую одежду няни оттеняют тёмные и звучные синяя и ярко-малиновая краски платьев детей. Вся композиция лёгкая, изящная, выполненная, словно на одном дыхании. Пластические её достоинства выявляются не только в фас, но при круговом осмотре.

Е.И. Пенкина оставила большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупнённые размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приёмы лепки и росписи, новые сюжеты.

Ил. 1  Скульптура «Кормилица с детьми». Е.И. Пенкина.1930-е годы. Глина, краски; лепка ручная, роспись


Вед. научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII - XXI вв.» Г.В. Соколова.