Интересно об экспонатах
Головные уборы с рожками
«Стала коса двухвостной: под сороку ушла, спряталась». Кика рогатая, сорока – архаичные головные уборы замужних женщин Южной Руси.
В экспозиции «Мир русской деревни», расположенной в музейном комплексе Конный двор Сергиево-Посадского музея-заповедника, можно увидеть редкие головные уборы с рожками.
В прежние времена строго различались головные уборы девушек и замужних женщин. Волосы девушек были распущены по плечам или заплетены в одну косу. Украшениями были круглые венцы или ленты, платки – перевязки. Совершеннолетние носили косники. Замужние женщины должны были, во избежание неприятностей, прятать все волосы под головной убор.
Смена головного убора на землях, расположенных южнее Москвы, нередко происходила сразу после венчания в церковной сторожке или в доме жениха перед «княжим столом». Обряд «повивания», «окручивания» молодой происходил в строгой последовательности. Сначала невесте расплетали косу – «девичью красу», затем свахи заплетали волосы в две косы. Подружки пели: «Стала коса двухвостной, под сороку ушла, спряталась». Свахи приговаривали: сваха невесты: «Носи дочек», сваха жениха: «Носи молодцов». Считалась, что чья коса будет быстрее закончена, этот первенец родится у молодых. Затем косы укладывались на голове особым порядком, одевался головной убор и жених с невестой должны были вместе смотреться в зеркало, «чтобы жить дружно и счастливо на веки вечные».
Ил.1. Кика рогатая. Рязансккая губ. Кон. XIX нач. XX вв.
В Рязанской и Тамбовской губерниях до начала XX века сохранились архаичные формы рогатых головных уборов, известных со времен Древнего Египта, где образ женщины – матери являлся символом чадородия и соотносился с образом всегда плодоносной коровы. Названия головных уборов сорока и кика (в переводе с древнерусского утка) напоминают о представлениях наших предков о мироздании, его ярусном построении, в котором средний ярус являлся местом обитания человека, верхний предназначался птицам, а нижний был миром мертвых. Человек как бы олицетворял собой Вселенную.
Против рогов как пережитка языческих суеверий активно боролась православная церковь. Местные жители пожилого возраста рассказывали, что женщин в рогатой кичке на службу не пускали. Сначала рога стали закрывать платком, а затем начали менять форму рогов, сплющивая их и прижимая к боковым верхним сторонам кички. Окончательно маскировала рога сорока – круглая шапочка, расшитая по очелью драгоценными нитями, украшенная сзади цветной шерстью, бисером, блестками. Тамбовская сорока рубежа XIX – XX веков состоит из 3-х элементов: кички с рогами, сороки и позатыльника. Каждый из них крепился на голове отдельно.
Ил.2. Кичка. Нижняя часть головного убора.Тамбовская губ. Нач. ХХ в.
Ил. 3. Сорока. Очелье с пушками и сережками.Тамбовская губ. Нач. XX вв.
Ил. 4. Сорока. Тыльная часть головного убора с позатыльнем.Тамбовская губ. Нач. ХХ в.
Ведущий научный сотрудник «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.» В.М. Жигулёва.