Интересно об экспонатах
Конь и птица
Неизменный интерес у посетителей экспозиции «Мир русской деревни» вызывают две скульптуры в очертаниях которых угадывается облик коня и величавой птицы-утицы. Более полутора веков назад их вырубил топором неизвестный крестьянский плотник. Неокрашенное дерево с неоднородной поверхностью, прожившее на дождях и ветру, высушенное солнцем и закаленное морозами, местами потемнело и покрылось природным золотистым налетом, сообщая фигурам ощущение первобытности.
Эти скульптуры – охлупни – традиционное завершение крыши крестьянской избы на Русском Севере. Выполнялся охлупень из ствола и корня лиственницы. Массивное корнивище деревенский мастер превращал в скульптуру, максимально сохраняя его природную форму, а вдоль всего ствола выдалбливал желоб. Тяжелое и массивное бревно-охлупень опускали на верхний стык скатов кровли, который входил в желоб как в паз, придавливая крышу своей тяжестью и прочно скрепляя конструкцию.
Дома на Русском Севере, как правило, устанавливались в один «порядок» (ряд). Главными фасадами они выходили на парадную улицу, а за ними образовывалось пространство, где проходила вся трудовая и будничная жизнь деревни. Украшению обоих фасадов придавалось большое значение.
Охлупни из коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника украшали передний и задний фасады большого северного дома. Они были привезены экспедицией музея в 1959 году из деревни Наволоцкая на реке Нижняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области. Охлупень-конь украшал передний фасад дома, а охлупень-утица нависал над массивным бревенчатым настилом из брёвен, по которому въезжала лошадь с возом на поветь – помещение, где содержалась скотина, хранилось сено и весь сельскохозяйственный инвентарь.
Возвышаясь над домом, такие скульптуры завершали композицию его фасадов и органично согласовывались с величественной красотой северного пейзажа.
В древности образам коня и птицы наши предки придавали значение оберега, защиты. Ведь недаром в народе говорили: «Конь на крыше – в избе тише».
Ил. 1. Охлупень-конь. Середина XIX века. Дерево; объемная резьба
Ил. 2. Охлупень-утица. Середина XIX века. Дерево; объемная резьба
Ил. 3. Руководитель экспедиции 1959 года Ольга Владимировна Круглова (крайняя слева) и жители деревни Наволоцкая с охлупнями перед отправкой их в Загорский (Сергиево-Посадский) музей-заповедник
Заведующая сектором н/ф отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» Т.А. Полосинова