Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Светцы. XVIII – XIX вв. Русский Север, Приуралье

На протяжении нескольких веков главным средством освещения крестьянских изб были лучины. Лучину щепали из березы, сосны, осины, дуба, ясеня, клена и вставляли в расщелины светца, который представлял собой кованый металлический стержень с двумя или несколькими рожками – развилками. В XIX в. лучина являлась своего рода символом русской деревни:

В избушке, распевая, дева

Прядет, и, зимний друг ночей,

Трещит лучина перед ней.

А. С. Пушкин.

В экспозиции «Мир русской деревни» Сергиево Посадского музея – заповедника, расположенной в музейном комплексе Конный двор, можно увидеть кованые металлические светцы XIX в. работы северных и приуральских мастеров. Здесь представлены основные разновидности светцов: настенные, которые вставлялись в стену, светцы, которые вбивались в деревянный столбик, затем крепились к лавке или скамье, светцы, которые подвешивались к потолку или стене. Особую группу составляют напольные светцы в виде длинного стебля на круглой металлической подставке с несколькими парными рядами листьев – завитков. В праздничные дни в светцы вставляли сразу несколько лучин. Из соображений безопасности под светец ставили корыто с водой или песком, куда падали угольки от горящей лучины.

Горящая лучина в сознании крестьян нередко ассоциировалась с судьбой человека, его настоящим и будущим, как пелось в одной известной народной песне:

Извела тоска – кручина

Подколодная змея,

Так гори, гори. моя лучина,

Догорю с тобой и я.


Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» В.М. Жигулёва.