Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Картина «Троице-Сергиев монастырь в XVI в. Вид с запада» на экспозиции «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.»

«Троице-Сергиев монастырь в XVI в. Вид с запада»

В собрании музея в экспозиции «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории XIV-XVIII вв.» находится картина «Троице-Сергиев монастырь в XVI в. Вид с запада», написанная в 1953 г. заслуженным архитектором РСФСР Виктором Ивановичем Балдиным. В Сергиево-Посадский музей картина поступила в 2000 г. В дар музею уникальную работу архитектора передала вдова В.И. Балдина – Ю.Ф. Сивакова. Виктор Балдин занимался реставрацией архитектурного ансамбля Лавры с 1950-х годов. А затем, уже будучи на пенсии, консультировал других архитекторов, работавших в Троицкой обители.

На картине виден участок монастырской крепостной стены с башней. За стеной две церкви. Это вид на древнюю часть монастыря с западной стороны. Стена и башня (Пивная) изображены практически сразу после завершения строительства. В середине XVI столетия деревянные стены монастыря были заменены каменными. Но стены того времени с двенадцатью башнями (одна была разобрана в середине XVII в.) были значительно ниже существующих. Поэтому-то при взгляде издалека так хорошо видны церкви за монастырскими стенами. Это два самых древних храма обители – Троицкий собор (1422) и Духовская церковь (1476).

Оба храма уникальны. Духовская церковь (на дальнем плане) – это храм-звонница, возведенный псковскими мастерами. К колоколам нет доступа из храма. В них звонили совершенно непривычным для нас сейчас способом звона, когда звонарь, раскачивая язык, бьет им о стенки колокола. В данном случае все было иначе. Звон производился с земли. Звонарь за прикрепленную веревку раскачивал колокол, который бился о свободно висящий язык. Духовская церковь – единственный храм XV в. такого типа – «иже под колоколы», сохранившийся до наших дней.

Более древний Троицкий собор, изображенный на переднем плане, – один из четырех храмов каменного зодчества начала XV века, сохранившихся на московской земле. Стоит он, предположительно, на том месте, где вместе с братом срубил деревянную церковь Варфоломей, будущий Преподобный Сергий Радонежский. В этом соборе покоятся его святые мощи. В храме находится один первых высоких (многоярусных) иконостасов на Руси. В нем сохранился уникальный иконный комплекс начала XV в. – иконы второго, третьего и четвертого ряда написанные мастерами круга Андрея Рублева. В соборе находилась его знаменитая «Троица» (сейчас икона в Государственной Третьяковской галерее). Изображение Троицы помещено и в киоте на западном фасаде храма. Некоторые исследователи считают, что в древности вход в монастырь был устроен не так как сейчас – с восточной стороны, а с запада, примерно на том месте, где стоит Пивная башня. И таким образом, приходящего в монастырь богомольца встречала именно эта икона.

Этот экспонат и другие исторические артефакты, отражающие основные этапы формирования архитектурного ансамбля Лавры в контексте наиболее ярких событий прошлого, можно увидеть в залах исторической экспозиции в музейном комплексе «Конный двор».
Ил.1 В.И. Балдин. «Троице-Сергиев монастырь в XVI в. Вид с запада» Ортогональный чертеж.

Ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - начала XX века» Н.В. Холодкова.