Интересно об экспонатах
Женский традиционный свадебный костюм Вологодской губернии. К100-летнему юбилею музея.
В России женские свадебные костюмы белого цвета начали входить в городскую моду с начала ХIХ века в связи с всеобщим интересом к античному искусству. Невеста в длинном светлом платье с высоким корсажем, фатой и миртовым венком в волосах ассоциировалась с образом античной богини. Однако в крестьянской среде, а также среди части мещанства и купечества, вплоть до начала ХХ столетия сохранялось большое количество вариантов свадебной национальной одежды. Необходимо отметить, что это разнообразие было обусловлено огромными просторами нашей страны, ее различными климатическими зонами, историей каждого края, влиянием проживающих по соседству народов и рядом других факторов.В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится значительное собрание русских народных свадебных костюмов. В их числе, уникальный костюм 1870-х годов из Устюгского уезда Вологодской губернии, отличающийся цельностью общего художественного решения, органичной связью цвета и орнаментального убранства, высоким мастерством исполнения.
В свадебный костюмный ансамбль входят: рубаха, сарафан, широкий узорный пояс, передник, шейная треугольная косынка из хлопчатобумажных ткани оранжевого и красного цвета, изготовленной в домашних условиях на ткацком стане. Одежда богато декорирована архаичными узорами геометрического и антропоморфного характера, имевшими благопожелательное значение. Орнаментальные мотивы выполнены в технике трудоемкого выборного ткачества из разноцветных шерстяных нитей. Необычный насыщенный красно-оранжевый колорит одежды новобрачной или просватанной невесты, наряду с повсеместно распространенным на Русском Севере красно-бело-синим, был характерен для Устюгского и пограничных с ним волостей Сольвычегодского уезда. Цветовое решение костюма, использование в ткачестве ярких шерстяных нитей свидетельствует о взаимовлиянии традиций русского и коренного финно-угорского населения вологодского края.
Интересно: В старину свадьбы было принято играть на Красную Горку, что объяснялось окончанием Великого поста и возможностью устроить гуляния до наступления активной поры полевых работ.
Заведующая отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.» С.В. Горожанина