Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

«Мать Покров, покрой землю снежком, а меня, красну девицу, женишком»

В экспозиции «Мир русской деревни» Сергиево – Посадского музея – заповедника, которая располагается в музейном комплексе Конный двор, можно увидеть свадебные костюмы начала XXв. села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области.

Сейчас мало кто знает, что в прежние времена первый день свадьбы был печальным для жениха и невесты, поскольку они прощались «со своей вольной – волею». Под венец они шли в траурной – «кручинной» одежде. Особенно менялась жизнь девушки, которая переходила в дом своего мужа и должна была ему во всем подчиняться. Венчалась она в темном сарафане и белой рубахе без украшений, закрытая белым покрывалом. И только на следующий день свадьбы невеста надевала свои лучшие наряды, которые готовила много дней и ночей, как и одежду своего жениха: вышивала шерстяными нитями рубахи, свою поясную одежду - поневу, плела «гарусы» - нагрудные украшения, ткала пояса.

Деревенские свадьбы начинали справлять по окончании полевых работ, чаще всего, с 14 октября – дня Покрова Пресвятыя Богородицы, который считался на Руси покровителем свадеб, поэтому сельские девушки в этот день молились о скорейшем выходе замуж. Покров Пресвятой Богородицы, – приговаривали они, – покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником»; «Мать Покров, покрой мать – сыру – землю снежком, а меня, молоду, женишком». Объяснение этого верования кроется в глубокой древности, когда покрывало или фата считались важной свадебной принадлежностью, признаком замужества. До 1920 х – 1930 х годов на Руси невесту вели под венец, закутавши или закрывши всю фатой, платком, шалью.

Очевидно, по сходству покрывала свадебного с покровом или мафорием Пресвятой Богородицы, народ присвоил этому дню покровительство над браком.


Ведущий научный сотрудник «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.» В.М. Жигулёва.