Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Свадебные полотенца Каргопольского уезда Олонецкой губернии

После праздника Крещения вплоть до Масленицы начиналась пора свадеб. Временем для венчания в крестьянском быту по обыкновению избирался осенний или зимний мясоед – свободное от полевых работ время, когда в пищу разрешалось употреблять мясо, поэтому была возможность накрыть сытный свадебный стол.
Важную роль в традиционной свадебной обрядности играли полотенца, которые использовались на различных этапах свадьбы в качестве приданого и даров. Искусно украшенное полотенце девушка посылала в подарок жениху в знак согласия на брак. Полотенцами невеста одаривала сватов, новую родню и гостей. Полотенцами оформляли свадебный поезд и избу жениха.
Благодаря особой роли в обрядах эти сакральные предметы сохраняли традиционную орнаментацию и в меньшей степени подвергались изменениям. Пришедшие из глубины веков выразительные художественные образы донесла до наших дней народная вышивка Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Не удивительно, что именно на вышитых полотенцах чаще всего встречается один из распространенных древних сюжетов – трехчастная композиция с женской фигурой в центре и всадниками на конях по сторонам. На конце полотенца 1-ой половины XIX века фигура женщины изображена в остроконечном головном уборе, с прямым туловищем, с как бы просвечивающими через юбку бедрами, с воздетыми кверху руками. Кисти рук с четко выделенными пальцами, как у центральной фигуры, так и у обращенных к ней всадников, увеличены и выполнены довольно реалистично, чем подчеркнута их особая значимость в сюжете. Мотив увеличенной руки с отставленным большим пальцем – устойчивый элемент архаических сюжетов.
Бо́льшей схематизацией образов отличается сцена с конями, выполненная по белому полотну двусторонним швом красными нитями. В композиции воспроизводится женская фигура с маленькой ромбовидной головкой, массивным торсом, трапециевидной юбкой, ногами в довольно длинных сапогах с каблуками. В согнутых и опущенных вниз руках она обычно удерживает поводья обращенных к ней коней. Кони, несущие на себе наездников, всегда обращены к центральной фигуре, демонстрируя ее главенство и свое подчиненное положение.
Узор наносился на домотканое полотно с помощью иглы хлопчатобумажными, шелковыми или шерстяными нитями. Чаще всего применялись древнейшие виды счетных швов. Все изображения, выполнявшиеся в счетной технике, имели угловатые очертания и носили геометризованный характер. Трудоемкие в исполнении швы – роспись, счетная гладь, набор – давали математически четко выверенный двусторонний орнамент или негативный рисунок на изнаночной стороне. Шов роспись уже с 1870-х годов назывался «досюльным», «досельным» – т.е. прежним, старинным – считался немодным и почти не применялся.
Искусство вышивки, требующее много времени, большого мастерства и напряженного внимания очень высоко ценилось народом. Вышиванием в русской деревне занимались исключительно девушки. Более того, в сознании народа оно осмыслялось как занятие, обязательное для девушки, вступившей в брачный возраст, и говорило об ее готовности к замужеству.

Ил. 1 Полотенце, Каргопольский уезд, вторая половина XIX в.
Ил.2 Полотенце, Каргопольский уезд, вторая половина XIX в.
Ил.3 Конец полотенца, Каргопольский уезд, вторая половина XIX в.
Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII–XXI в.» В.А. Демкина