Интересно об экспонатах
Прибор «Учалтан». А.Г. Магометов. Начало 1970-х гг.
УЧАЛТАН
На юбилейной выставке «Без границ и переводов», открывшейся в преддверии 100-летней годовщины СССР, широко представлены произведения традиционного декоративно-прикладного искусства Дагестана, богатого своими художественными промыслами. Среди них необычный предмет с красивым названием – УЧАЛТАН.
В учалтанах (в переводе с аварского – место для вилок) хранили мелкие бытовые предметы: ложки, вилки, ножи и др. Они были распространены в разных районах Кавказа и различались по форме и художественному оформлению. В Дагестане учалтаны чаще делали трехчастными: центральную часть использовали для хранения соли, и тогда она, как правило, закрывалась крышкой. Учалтаны обычно крепили на стене: наряду со своим функциональным назначением, они служили украшением небогатого интерьера жилища горцев. Этот предмет наделяли и определенным сакральным смыслом: он был знаком семейного благополучия. В Дагестане существовало поверье, что с утратой учултана из дома уходит счастье.
Представленный на выставке учалтан был создан в начале 1970-х годов известным дагестанским мастером А.Г. Магометовым. Он изготовлен из дерева и декорирован узором из тонких медных полос и кружочков, торжественно выделяющимся на темной тщательно обработанной, полированной поверхности.
В высокогорном аварском селении Унцуккуль искусство украшения деревянных предметов инкрустацией медью, мельхиором, серебром, вставками из кости и рога существует уже более двухсот лет. Здесь эту сложную технику принято называть «насечкой». Мастера используют твердые породы деревьев – кизил, абрикос; древесину хорошо распаривают, тогда она легко принимает нужную форму и прочно удерживает кусочки инкрустации.
Учалтан из музейного собрания выполнен в лучших традициях промысла. Совершенство формы, напоминающей пышное оперение фантастической птицы, строгая ритмическая гармоничность узора, основанного на солярной символике, соединяются в этой работе с высочайшим мастерством исполнения.
Другие произведения знаменитых мастеров других регионов страны можно увидеть в экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.»
Ил. 1 Магометов А.Г. Прибор «Учалтан». Начало 1970-х гг., с. Унцукуль, Дагестанская АССР. Дерево, металл, насечка.
Зав. сектором «Русское декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.». Н.В.Толстухина.