Интересно об экспонатах
История одного подноса
В экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» можно увидеть необычный поднос, на котором изображены не традиционные цветы, а архитектурный пейзаж с видом Троице-Сергиевой лавры. Он был выполнен монахом монастыря Аффонием Вишняковым – представителем старинного рода основателей и мастеров знаменитого жостовского промысла.
Вряд ли этот поднос имел утилитарное назначение. Возможно, он предназначался для размещения в монашеской келье или для памятного подарка. Высокий художественный уровень работы свидетельствует о том, что даже находясь в монастыре, А.Е. Вишняков сохранял навыки мастерства, полученные в детстве и юности.
После закрытия Лавры в 1919 г. мастер навсегда остался в нашем городе, где прожил до 1937 г., преданно служил своему искусству и стал организатором цеха по изготовлению предметов с лаковой росписью при Загорской фабрике игрушек.
Год окончания жизни Аффония в Посаде звучит зловеще, и не случайно. Когда сталинское НКВД начало копать под маршала Блюхера, соответствующие директивы пришли в Загорское управление ведомства. Первым для собеседования был вызван Аффоний. Начальник УНКВД Константин Сахарчук предложил ему разоблачить врага народа и его сообщников, пообещав художнику собственную мастерскую для творчества. Аффоний заявил, что никаких врагов народа не знает, а в мастерской не нуждается, так как уже стар. Не доносит – значит, сообщник. Монах был расстрелян в Бутове в феврале 1938 года.
Старший научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.» О.А. Игнатьева.