Интересно об экспонатах
Искусство г. Златоуста. Творчество Г. Берсенева. К 100-летию музея
Златоустовская гравировка на стали появилась в начале XIX столетия как искусство украшения холодного оружия. На открывшейся в 1815 г. в Златоусте Оружейной фабрике производили все виды клинкового оружия из стали, состоящего на вооружении России: сабли, палаши, тесаки, охотничьи ножи и кинжалы. Также фабрика выполняла заказы на изготовление украшенного оружия. Русские мастера, по примеру опыта немецких специалистов, украшали свои произведения методом «золочения через огонь». Первоначально на клинках оружия изображали картуши, растительные орнаменты, знаки и символы, предметы древнерусского вооружения.
Постепенно ассортимент фабрики расширился. Наряду с холодным оружием, здесь изготавливали предметы быта: столовые приборы, подсвечники, подносы, ножи для бумаги, портсигары, спичечницы. Произведения украшали пейзажами Урала и сценами охоты.
В первой половине ХХ века в декор предметов стали входить индустриальные пейзажи, портреты вождей, изображения великих строек страны Советов. В 1930-е годы, благодаря тому, что на промысле стали широко применять никелевые полутона, которые позволяли имитировать живопись, появилось такое понятие как «живопись на металле».
Златоустовская гравюра популярна и в наши дни – холодное оружие вновь стало востребованным. Особый интерес к этому искусству проявляют коллекционеры и охотники. Произведения златоустовских художников широко используются для украшения интерьеров, а также в качестве дорогих подарков.
В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится небольшая по размерам коллекция златоустовских мастеров. В ее состав вошли несколько изделий конца XIX - начала ХХ века, большую часть составляют работы 1930-1950- х гг.
Геннадий Михайлович Бересенев (1923-2006) - автор нескольких произведений музейной коллекции. В Великую Отечественную войну он ушел добровольцем на фронт, был полковым картографом. После войны окончил университет народного творчества им. Н.К.Крупской. Более 40 лет Г. Берсенев проработал на Златоустовской фабрике им. Ленина, с 1947 г. гравером художественного цеха, а с 1952 г. его художественным руководителем. Он разработал более ста эскизов для различных изделий. Среди них были образцы для уникальных выставочных произведений, а также для предметов массового производства. Г.Берсенев - участник многих российских и международных выставок, лауреат всесоюзных и всероссийских конкурсов, член Союза художников СССР, Заслуженный художник Российской Федерации.
Среди его работ, хранящихся в музее - ножи для бумаги, топорики, рамки для фото, полочка. Всего 18 предметов. Эти произведения выполнены в середине 1950-х годов. Отличительными особенностями работ Г.Берсенева являются - легкость рисунка, стилизация и тончайшая проработка деталей.
Орнамент - один из излюбленных видов декора у художника. Предельно четкий и стилизованный, он покрывает практически всю поверхность лезвий ножей для бумаги. Часто в орнаментальные линии вписаны ветви с кленовыми, дубовыми листьями и цветами. Иногда между ними можно увидеть советскую символику в виде серпа и молота, либо привычный, но миниатюрный пейзаж: вершины гор, широкая река, сосны.
На одном ноже, представленном в музейной коллекции, изображены сюжетные сцены, посвященные произведениям А.С.Пушкина. На фигурном лезвии в центре золотом изображен поэт в профиль, в обрамлении лавровых листьев. Слева от него сцены из романа «Евгений Онегин», справа персонажи поэмы «Медный всадник». Форма ножа выполнена в традициях конца XIX – начала ХХ вв. Подобные ножи хранятся в собрании музея. Ручки для них ранее изготавливались из дерева и украшались резьбой, в 1950-1960-е годы в основном из пластмассы.
Г. Берсенев работал в то время, когда Златоустовский завод успешно возрождал прежние традиции, и от украшения предметов быта перешел к украшению холодного оружия. Возможно поэтому большую часть своих гравюр художник наносил на ножи, мечи и топорики.
Если на ножах художник изображал главным образом орнаментальные композиции, то в украшении топориков, художник удачно сочетает орнамент с сюжетными сценками, показывая поэзию уральской природы и красоту животного мира. Топоры и топорики в Златоусте начали изготавливать к 10-летнему юбилею Октября. Топор считался символом ударного труда и великих достижений советского народа.
В музейной коллекции представлена полочка, выполненная Г. Берсеневым в 1956 году. Помимо богатого орнаментального решения, автор изобразил на ней две абсолютно одинаковые гравюры с видами уральской природы, одну на ее основании, другую на фронтальной стенке, создавая тем самым эффект их зеркального отражения.
Работая над своими гравюрами, Г. Берсенев всегда уделял большое внимание цветовому решению произведения, в совершенстве владел различными техниками исполнения. Он был профессионалом в проработке мельчайших деталей орнамента, виртуозом в исполнении миниатюр. Г.Берсенев был педагогом и наставником для своих учеников, которые в дальнейшем продолжили дело мастера.
Старший научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» О.Н. Юрова.