Интересно об экспонатах
Игрушка «Троице-Сергиева лавра»
В XIX – начале XX столетия среди огромного разнообразия игрушечного базара Сергиевского посада особое место занимала наборная деревянная игрушка «Троице-Сергиева лавра». Она являлась одной из любимых покупок паломников в память о посещении древнего монастыря. Увидеть эту игрушку можно в экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» .Известно, что к 1880-м годам изготовлением подобных игрушек в городе занималось несколько опытных столяров-модельщиков и токарей. Лучшими из них считались мастера Антонов и Беликов, которые работали у Ивана Васильевича Пикунова, имевшего на Котельнической улице игрушечные и токарные мастерские.
Игрушка «Троице-Сергиева лавра» представляла собой ящик, обклеенный яркой цветной бумагой или тканью. В него укладывалось до 57 деревянных образцов монастырских построек: церквей, соборов, колокольни, крепостных стен, башен и прочего. К набору прилагался план Лавры, по которому можно было выстроить весь ансамбль. Планы печатались в типографии или с помощью самодельных печатных досок. Спрос на «Лавру» был так велик, что в праздничные дни ее производилось до 250 экземпляров. От самых больших, заказных образцов, с колокольней высотой в 2,5 метра, до дешевых, серийных – с колокольней не более 15 сантиметров.
Игрушка подкупала искренним чувством любования мастеров архитектурными памятниками Троице-Сергиевой лавры, наблюдательностью в их передаче. Они не забывали вносить в образцы изменения, происходившие в окраске и перестройке монастырских зданий. Так, колокольня на протяжении второй половины XIX века окрашивалась вначале в голубой, а затем – в красный и розовый цвета. В целом же окраска игрушечной лавры соответствовала яркой расцветке храмов того времени.
За невысокими белыми крепостными стенами с красно-коричневыми приземистыми башенками виднелось синее и золотое многоглавие Троицкого и Успенского соборов, Духовской церкви, нарядной Трапезной палаты. Над храмами возвышалась многоярусная колоколенка, которая была настолько выразительна, что многие годы часто продавалась отдельно от набора, служа ярким напоминанием о знаменитом городе.
Заведующая отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.» С.В. Горожанина