Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Свадебный головной убор «поднизь»

097A3575_55_66.jpg

Свадебный головной убор «поднизь». Начало XX в. Тамбовская губ., Моршанский уезд, деревня Домнино.

В экспозиции «Мир русской деревни» Сергиево-Посадского музея-заповедника, расположенной в музейном комплексе «Конный двор», можно познакомиться со свадебным головным убором «поднизь», привезенном Валентиной Михайловной Жигулевой и Светланой Валентиновной Горожаниной, участниками научной экспедиции 1989 года по Тамбовской области. Головные уборы (особенно свадебные) являются большой редкостью и достаточно мало представлены в музеях.

В конце XIX – начале XX века деревенские девушки нередко ходили с распущенными волосами, которые подвязывали на голове лентами или сложенными пластом платками. Девичий головной убор начала XX века из деревни Домнино Моршанского уезда Тамбовской губернии называется «поднизь». Он представляет собой широкую ленту золотного позумента с налобной сеткой из кусочков перламутра («рубленого жемчуга»), дополненного крупными бусами и стразами. «Поднизь» повязывается на голове зелеными шелковыми лентами, которые пришиты к концам позумента. Появление девушки на церковной службе в праздничной одежде с «поднизью» на голове означало для жителей деревни ее готовность к браку. С этого времени к ней можно было засылать сватов.

В отличие от девушки, замужняя женщина должна была полностью закрывать свои волосы головным убором. Смена головного убора часто происходила сразу после венчания в храме. Крестьянки деревни Домнино волосы заплетали в две косы, укладывали короной и закрывали мягкой шапочкой из бархата с золотным узором на темени. Завершался обряд одеванием девичьей «поднизи». Сверху накидывалась «дымка» из тонкой прозрачной материи или платок. Свадебный головной убор молодая жена могла надевать по большим праздникам до рождения первого ребенка. Потом он переходил к дочери или младшей сестре.


Ведущий научный сотрудник «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» В.М. Жигулёва.