Интересно об экспонатах
«Полкан-Китоврас»
Полкан-Китоврас
21 июня наступает День летнего солнцестояния (День Купалы, летний коловорот) – большой праздник у славян. Наши прародители верили, что в этот день на смену солнцу-юноше Яриле приходит могучий солнце-муж Купала, тем самым считалось, что лето окончательно вступает в свои права. В музее хранится необычный экспонат «Полкан-Китоврас», связанный с летним праздником.
Среди произведений русской глиняной игрушки есть ряд сюжетов, сохраняющих связь с глубинными слоями славянской культуры, древнейшими языческими представлениями и верованиями. Это относится и к древним антропоморфным женским изображениям, которые служили воплощением Великой Богини-Матери, и ко многим изображением зверей и птиц. Изначально эти произведения мелкой глиняной пластики, видимо, соотносились с космогоническими славянскими культами, олицетворявшими основные стихии, те природные явления, которые влияли на жизнь человека.
К подобным экспонатам относятся интересные и в то же время загадочные персонажи из собрания СПМЗ. По виду они напоминают кентавров: наполовину – люди, наполовину – кони. Эти изображения использовались в декоративной керамике Скопина, в фигурных глазурованных сосудах этого центра конца XIX - начала XX века. Однако это были не игрушки, а самостоятельно существующие скульптурные изображения, имевшие законченную пластическую форму. Встречались подобные фигурки и в Абашеве (их называли «Сеятели»), но широкого распространения они всё-таки не имели. Сравнительно недавно, в 1960-е годы, в глиняной игрушке Каргополья появился образ Полкана – Китовраса. Создала его известная мастерица из деревни Гринёво, старинного центра, где сохраняются традиции игрушечного ремесла, - Ульяна Ивановна Бабкина (1889 - 1977).
Китоврас – мифологическое существо, упоминания о котором встречаются в древнерусских апокрифах. Известно, что он ведёт своё происхождение от древнегреческих кентавров. На Русь этот образ вошёл через византийскую традицию, с которой связана и его иконография в русском искусстве. В нашей российской интерпретации Китоврас – получеловек-полуконь - персонаж мудрый, добрый, дикий, сильный, вольный и разгульный, что очень импонировало русскому человеку. В русских сказаниях Китоврас был известен даже как мудрый, вещий царь, который сам правил за морем в граде Лукоморье, днём властвовал над людьми, а ночью – над зверями и птицами. Поэтому и считалось, что Китоврас, приходящий к людям из лесов, имеет силу над всякими животными и может приносить плодородие земле, помогая тем, кто его угостит и приветит. Довольно часто образ Китовраса путали в народе с Полканом – героем другого известного произведения, сюжеты которого воспроизводили лубочные картинки – «Сказания о Бове Королевиче».
В народной мифологии Полкан сродни древнеславянскому Яриле – божеству весеннего солнца. И праздники в их честь приходились на одно и то же время (в июне). В то же время, Полкан – единственный в своём роде образ могучего богатыря, замечательный по выразительности образ тихой, но несокрушимой народной силы. Про него как защитника людей от сил зла говорилось в сказках, преданиях, заговорах. Обычно Полкан - «стар матёр человек», как и любимый народный герой - богатырь Илья Муромец.
Вполне естественно, что эти два мифологических образа могли совместиться в народном сознании и существовать в одном обличье Полкана - Китовраса. Подобные совмещения мы и наблюдаем в области народной глиняной игрушки. То, что было названо У.И. Бабкиной Полканом, по сути, является Китоврасом, так как это получеловек-полуконь.
Игрушка, сделанная Ульяной Бабкиной, была сразу же принята и специалистами, и любителями, стала широко популярной и вошла в арсенал современных каргопольских изделий. Произошло это не случайно: образ Полкана-Китовраса получился очень искренним, естественным и органичным. Раскраска густая, контрастная, в сочетании с живым быстрым рисунком и умело найденными деталями сделали данный образ ярким, экспрессивным и запоминающимся, в духе других игрушек У.И. Бабкиной. Главное – он полностью соответствовал содержанию тех персонажей, которые давно существовали в местных сказках и легендах. У Бабкиной Полкан-Китоврас – весёлый, удалой, в нарядных одеждах, в белой праздничной рубахе, в массивной грибообразной шляпе, у него широкая окладистая борода, румянец во всю щёку, иногда он – с трубкой, чаще – с гармошкой, на которой играет. Данный образ, безусловно, можно считать её творческой удачей.
Ведущий научный сотрудник «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Г.В. Соколова.