Интересно об экспонатах
Выдающиеся мастера знаменитого промысла. Пенкина Зоя Васильевна (1897- 1988). Мужичок с ноготок. 1974 г.
В коллекции дымковской игрушки Сергиево-Посадского музея преобладают экспонаты, выполненные в 1970-е – 1980-е годы. Этот период – особенно плодотворный для знаменитого промысла. Мастерицы-игрушечницы (по традиции, лепкой игрушек в Дымкове занимаются женщины) стали больше создавать творческих работ для музеев, для выставок в нашей стране и за рубежом. Едва ли не главная особенность произведений 1970-х годов – богатство и разнообразие сюжетов. В дымковской игрушке заметно развился интерес к повествовательности, к тематическим многофигурным композициям. Авторы стремились отразить в них темы, навеянные жизнью или почерпнутые из народных сказок, литературных произведений, книжных иллюстраций, мультфильмов. Самым сложным при этом было найти необходимую меру условности и пластики, того «чуть-чуть», что отличает ремесленную поделку от произведений искусства.К удачным произведениям данного ряда относится скульптурная композиция «Мужичок с ноготок» замечательной дымковской мастерицы Зои Васильевны Пенкиной (1974 г.) З.В. Пенкина (Тихонина) пришла на промысел уже сложившимся, взрослым человеком. Личная судьба привела её в семью потомственной игрушечницы Елизаветы Ивановны Пенкиной, известной ещё до Октябрьской революции. От неё (своей свекрови) Зоя Васильевна переняла живой характер лепки, навыки создания многофигурных композиций и любовь к новым темам, особенно к сказочным и литературным. В то же время, у З.В. Пенкиной сложился своеобразный пластический язык, отличающийся ярким эмоциональным характером: каждая из вылепленных ей фигур – живой образ, то статичный, то полный движения. Занимательность произведений, возможность подолгу их рассматривать отвлекают внимание от некоторых технических погрешностей лепки. З.В. Пенкину по праву можно назвать ярким представителем «наивного искусства», выросшего в рамках традиционного промысла, но сумевшего занять нём особое место.
В композиции «Мужичок с ноготок» обращает на себя внимание наблюдательность автора, умение подметить и выразительно передать характерное движение человека, животного, птицы. Открытые, звучащие в полную силу краски - жёлтая, зелёная, синяя, малиновая – горят на белом фоне, придавая игрушке особенную нарядность. В орнаментальных узорах З.В. Пенкина варьирует мотивы горошин, колец, полос и других простых элементов. Роль их в декоре достаточно скромна: украсить, не отвлекая от главного – сюжетно-тематического содержания. Средствами традиционного искусства талантливая дымковская мастерица наглядно показала, как можно дать новую жизнь известному литературному произведению.Ведущий научный сотрудник «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Галина Виталиевна Соколова.