Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Солнечные часы. К 100-летию музея

В экспозиции музея «Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль. Страницы истории» неизменный интерес посетителей вызывает уникальный экспонат – солнечные часы XVIII века, свидетельство научно-технических и астрономических познаний своей эпохи. Они напоминают нам о первом изобретенном человечеством способе измерения времени по положению тени от солнца и существовании тесно связанной с астрономией и математикой области знания – гномонике (науке о солнечных часах), благодаря которой это искусство развивалось.

Известное с глубокой древности устройство для определения времени перешло в культуру Европы с Ближнего Востока и в течение долгих веков служило незаменимым средством измерения суточного цикла. По свидетельству историков, сады монастырей и средневековых замков стали первыми европейскими садами, где появились солнечные часы. Постепенно, помимо первоначальной измерительной функции, они стали исполнять роль декоративного и символического элемента организованного пространства и в XVIII столетии получили большое распространение в садах и парках.

Солнечные часы из собрания музея были изготовлены для оформления памятного обелиска, установленного в центре соборной площади Троице-Сергиевой лавры в 1792 году, в год 400-летия кончины преподобного Сергия Радонежского, основателя монастыря. Украшением его служили четыре мраморных медальона на пьедестале, которые воспроизводили тексты исторической летописи монастыря в наиболее значительных ее эпизодах, «в коих сия обитель к сохранению отечества содействовала и спомоществовала»: Куликовское сражение 1380 года, Смутное время и героическая Троицкая осада 1608–1610 годов, стрелецкие мятежи конца XVII века. Установленный как памятный знак в честь важного для монастыря события обелиск служил «прославлению сея обители» и воплощал собой дух времени с его интересом к отечественной истории, научно-естественным знаниям и техническим приборам.

часы_ Обелиск 1792 г. с копиями солнечных часов.jpg

Замысел устройства солнечных часов, как и самого обелиска, принадлежал видному церковному иерарху – митрополиту Московскому Платону (Левшину), настоятелю Троице-Сергиевой лавры (1737–1812). Митрополиту Платону представлялось необходимым устроить достойное обители украшение, которое имело бы вполне определенное функциональное назначение служить основанием для солнечных часов. При этом основное внимание заказчик уделял точности часов в противовес художественному решению, объясняя это следующим образом: «декоративная часть их интересная, но как сопутствующая, так как часы должны были находиться на видном, даже центральном месте лавры».

Солнечным часам надлежало проверять действие механических башенных часов, отмерявших ход времени в монастыре, оставаясь при этом украшением и достопримечательностью обители. Три из четырех граней обелиска оформили треугольной формы медные доски часов с «золоченными через огонь стрелками» – гномонами. Часовой указатель – гномон, функциональная составляющая и элемент художественного оформления солнечных часов, имеет точно рассчитанную прямоугольную форму на западной и треугольную форму на южной досках. Время определялось положением тени от гномона, установленного параллельно часовым линиям. Единственной гранью обелиска, не имевшей часов, оставалась северная, поскольку она не освещалась солнцем. Однако и на ней допускалась установка дополнительной доски с циферблатом «для приятной симметрии».

часы.-Западная-доска-солнечных-часов.-1792-г.jpg

Среди множества разновидностей солнечных часов по принципу устройства выделяют классические типы – экваториальные (наклонные), горизонтальные и вертикальные. Солнечные часы Троице-Сергиевой лавры – один из вариантов вертикальных солнечных часов, ориентированных по сторонам света. Они позволяли не только определять время суток, чему служили часовые, получасовые и пятнадцатиминутные деления, но и продолжительность дня и ночи в любое время года. На эту возможность указывают надписи, нанесенные на западной доске, имеющей более сложную разметку: «долг. дни» и «долг. нощи». Римские цифры обозначают часы, арабские – длительность дня и ночи. Знание долготы дня и ночи влияло на продолжительность различных работ, караулов, было связано с отправлением служб, колокольных звонов в монастырях и церквях.

Автор столь тонко рассчитанного механизма доподлинно неизвестен. Однако некоторые источники называют имя Михаила Ивановича Панкевича (1757–1812), преподавателя, с 1805 года декана физико-математического факультета Московского университета, который обучал студентов «употреблению астрономических орудий» и пользовался в Москве репутацией «сведущего механика и инженера». В курс лекций, читаемых М.И. Панкевичем, входили сферическая и теоретическая астрономия, математическая география и навигация. В дополнение к этому специальные справочники сообщали о его деятельности: «Разнообразные и обширные сведения сего достойного профессора, основательные познания в науках физико-математических приобрели ему славу мужа ученого и глубокомысленного… В Донском монастыре и теперь находится памятник его усердия к сей досточтимой обители: солнечные часы, устроенные им на каменном столбе… Такие же часы сделал он и для Троицкой Лавры».

Время не полностью сохранило для нас уникальный памятник научно-технической мысли. Из трех часовых досок, выполненных в 1792 году, до наших дней дошли две – западная и южная, которая являлась центральной частью часов. В свое время, ради сохранения солнечных часов, подлинные доски были переданы в музей, а их место на обелиске в Троице-Сергиевой лавре заняли копии, установленные в середине XX века в ходе реставрационных работ под руководством архитектора В.И. Балдина.

часы-Солнечные-часы-в-экспозиции-музея.jpg

Помимо научного интереса как источника астрономических сведений, солнечные часы Троице-Сергиевой лавры обладают большой историко-культурной ценностью. Это один из немногих дошедших до нас памятников в ряду вертикальных солнечных часов-обелисков, который сегодня можно увидеть в исторической экспозиции Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника.

 

Маргарита Александровна Гаганова,

старший научный сотрудник исторического отдела СПМЗ