Интересно об экспонатах
Чертёж из архитектурного альбома Троице-Сергеевой лавры. XVIII в.
Среди архитектурной графики, хранящейся в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, находится уникальный экспонат – Архитектурный альбом Троице-Сергеевой лавры, созданный в 1745-1789 годах. Он представляет собой собрание архитектурных чертежей и рисунков XVIII века, изображающих монастырские сооружения. Его особенностью является то, что, большинство альбомных чертежей, созданных в 1745 году, имеют наклейки, выполненные в 1789 году на тех частях здания, которые к этому времени были изменены (перестроены, снесены и т.п.). На наклейках элементы сооружения показаны в том виде, который они получили к 1789 году. И вот перед нами один из Альбомных листов, изображающий Успенский собор Лавры с западной стороны. На этом же листе помещен и план западной паперти храма с примыкающими к ней постройками.Паперть была построена одновременно с храмом. В первой четверти XVII в. в ней были погребены тела царя Бориса Годунова, его жены, сына и дочери. В 1781 году паперть разобрали; вход в храм оформили нарядным крыльцом, а слева от него над захоронением Годуновых поставили небольшую палатку.
Справа от крыльца расположена Надкладезная часовня, пристроенная к углу паперти в конце XVII столетия. С разборкой паперти часовня стала самостоятельным сооружением. Так выглядит храм, если посмотреть на него с Соборной площади, с западной стороны.
Но, посмотрев на чертеж, мы видим совершенно иную картину: два абсолютно одинаковых сооружения, две часовни, расположенные по краям паперти.
Известно, что монастырские власти в середине XVIII века думали внести существенные изменения в лаврский ансамбль. Одним из таковых, видимо, является строительство еще одной часовни, идентичной Надкладезной, по другую сторону входа в собор. Письменных источников по этому поводу не сохранилось. А вот чертеж доносит до нас этот замысел. Более того. Мы видим, что это должны были быть не просто часовни, а небольшие храмы – существующую Надкладезную тоже собирались перестроить – с востока у них должен бы пристроен алтарь. И этот чертеж, совмещающий натуру и проект – единственный источник, повествующий об этом. Однако задуманное по каким-то причинам не было претворено в жизнь.
Как уже отмечалось, альбомные листы имеют наклейки, на которых отображены изменения, произошедшие с памятниками к 1789 г. Согласно этому на нашем листе должна была бы быть наклейка (или наклейки), закрывающая вторую часовню у северо-западного угла храма и паперть. На наклейке, соответственно, должны были быть изображены усыпальница Годуновых и новое крыльцо собора. Однако на этом листе наклейки отсутствуют. И мы можем говорить, что они не потерялись со временем (на листе остались бы следы от клея), их по каким-то причинам не было изначально.
На этом листе вообще не были внесены какие-либо изменения, которые отличали бы состояние памятника на 1789 г. от чертежа, показывающего его в 1745 г. В некоторых случаях на других листах Альбома исправления делались на самих чертежах, без наклеек. К таким изменениям относилась, например, изменившаяся расцветка фасадов или материал куполов. Так купола некоторых сооружений, выполненные в 1745 г. из «белого железа» и имевшие изначально белый цвет, к 1789 г. могли быть раскрашены в тот цвет, которые купола получали к моменту внесения изменений в чертежи. Но почему-то не в нашем случае. К 1789 г. центральный купол Успенского собора был позолочен (в этом случае купола в альбоме получали желтый цвет), а четыре боковых – выкрашены зеленой краской. Однако и это изменение по каким-то причинам (небрежность в этом случае должна быть исключена) не было учтено на рассматриваемом чертеже. Купола остались белого цвета.
Архитектурный альбом 1745-1789 гг. таит в себе много загадок. И чертеж Успенского собора – одна из них. В настоящее время его можно увидеть на выставке «Царственный богомолец Иван Грозный и Троице-Сергиев монастырь», расположенной в исторической экспозиции в южном корпусе музейного комплекса «Конный двор».
Ведущий научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - начала XX века» Н.В. Холодкова.
Ил. 1 «Открытка конца XIX - начала XX вв.»
Ил. 2 «Чертёж Успенского собора Троице-Сергиевой лавры с западной стороны.1745»