Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

«Робот». Топорков А.А.

Возможно, многие улыбнутся, увидев эту композицию Топоркова Александра Алексеевича (1896-1995) на временной выставке «Пути авангарда. Живопись и графика XX - начала XXI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника».
Представления о роботах в начале XX века и разнообразные виды современных андроидов настоящего времени, воплощенные в высокотехнологичном материале, конечно, не похожи друг на друга. Но не будем забывать, то были представления, созвучные своему времени. С конца XIX века достижения в науке и технике волновали творческих людей - художников и писателей, и они, прозревая технические достижения будущего, создавали образы этого будущего из доступных их воображению форм.
У современного дизайнера огромный арсенал средств, накопленный за весь XX век. Но у истоков этого мирового арсенала стояли они, художники начала XX века. И это, на самом деле, достойно восхищения, потому что, не имея ни компьютеров и компьютерных программ, ни снимков макро- и микромира, они умели видеть в природных формах неисчислимое разнообразие их соединений, противоборств, контрастов, фактур и понимали, что невидимый мир вещей хранит в себе все немыслимые варианты паттернов.
Топорков Александр Алексеевич учился в Строгановском художественно-промышленном училище в 1909 – 1918гг. Его учителями были известные мастера русского авангарда – П. Кузнецов, А. Щусев, А. Шевченко, А. Грищенко.
Революционное время было бурным, ломались устои и представления людей по всем направлениям жизнедеятельности. Искусство тоже лихорадило. В процессе тотального разрушения зарождалось что-то новое, к чему у многих людей не было осознанного отношения. И, тем не менее, смельчаки от искусства устраивали выставки своих странных произведений и называли их соответственно. В 1919 г. Шевченко и Грищенко устроили выставку «Цветодинамос и тектонический примитивизм», в которой участвовал и студент Топорков. В начале своего творческого пути молодой Александр Топорков, увлеченный новациями времени, работал в абстрактной манере, и его «Робот» (1925 г.) единственное из известных нам произведений этого периода, включает в себя элементы фигуратива. Перед нами машина с человеческими формами, проявляющаяся из пространства абстрактных форм. В жарких красных тонах, в сдержанной, но подразумеваемой динамике художник являл зрителю неведомое Нечто из приближающегося будущего.
Смотришь сейчас «из будущего» и думаешь: а как появилось название - робот? Просто. Робот возник от слова работа. Считается, что впервые это название появилось в пьесе чешского писателя Карела Чапека «Россумские универсальные роботы» в 1920 году, а подсказал писателю это название его брат, художник Йозеф Чапек.
В собрании музея авангардных работ Топоркова всего четыре. Вероятнее всего, для этого художника абстракционизм был лишь этапом в творчестве. Течение его завлекло, но следов в дальнейшей живописи не оставило. До конца своей продолжительной жизни он писал небольшие по формату, очень красивые по цвету пейзажи и натюрморты.

Илл. 1, 2  «Робот» 1925 г. Холст, масло. Топорков А.А. 
________________________________________________________________________________________________

Ведущий научный сотрудник отдела «Изобразительное искусство» Л.А. Макусова.