Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Свадебные предметы начала XX в.

Сейчас, как и 100 лет назад, жительницы Сергиева Посада готовятся к венчанию, которые начнутся через неделю после Пасхи. Давайте вместе подумаем, без чего нельзя представить невесту во время венчания? Конечно, без свадебного венца. Такой венец конца ХIХ в. хранится в фондах «Краеведение» нашего музея. Сделан он из маленьких восковых шишечек-зернышек, которые наращивались на стебель из медной проволоки. Такие шишечки потом собирались в соцветия и вместе с листьями навивались на основу венца. А еще у него чувствовался аромат меда, так как «жемчужинки» были изготовлены из пчелиного воска. Такие свадебные уборы называли «цветы» (с ударением на первом слоге). В конце ХIХ или в начале ХХ века они были очень популярны как в самом Сергиевском Посаде, так и в близлежащих деревнях и селах. Существовал обычай после венчания и свадьбы помещать венец в киот венчальной иконы и там его хранить всю жизнь. Говорили, что если отдаешь кому-то, то «счастье свое растаргиваешь».


Свадебный-венец.jpg

                                                               Свадебный венец

Перед венчанием в храме обязательно заполняли документ - обыск брачный, письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться  и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака. В дореволюционной России процедуре брачного обыска уделялось особое внимание, священнику надлежало «не обыскав отнюдь не венчати». Для этого указом Синода было утверждено единообразие документа. Изучая обыск, мы узнаем условия, при которых совершалось или запрещалось таинство Венчание. В дореволюционной России, как правило, брачные обыски заносились в прошнурованные церковные книги, которые охватывали браки за 5–10 лет и хранились в ризнице церкви. В фондах музея хранится только фрагмент такой книги, поскольку в годы Советской власти они уничтожались. На смену обыску брачному приходит другой документ – свидетельство о браке, выдаваемое гражданам органами Советской власти. Обыск брачный, который хранится в наших фондах, составлен 20 января 1912 года в Успенской церкви села Богословское Богородского уезда (ныне село Богослово Ногинского р-на Московской области).  Перед нами типографский бланк с заполненными рукописью пунктами о венчающихся:

Обыск-брачный.jpg

- Жених - уволенный в запас старший унтер-офицер, из крестьян, Александр Степанович Малютин, 25 лет; невеста - Александра Алексеевна Замятина, крестьянка, 20 лет.

- Родства между ними нет.

Важным моментом для священника при заключении брака было установить факт, не состоят ли жених и невеста в кровном или духовном родстве.

- Семейное положение: холост; девица.

- По взаимному согласию и родителей своих дозволение есть.

Запрещалось вступать в брак без согласия родителей или попечителей до достижения совершеннолетия (21 года).).

- Письменные документы, предлагающиеся к обыску: увольнительный билет жениха об исполнении воинской повинности и документ невесты о бытии ее на причастии.

Так как невеста из Христорождественского храма, иноприходная, то дополнительно было предъявлено свидетельство о бытии на исповеди.

Результаты проведенного Обыска скреплены подписями жениха и невесты, их поручителей и священнослужителей.

Обыск скреплен подписью священника Алексея Сперанского. Закончив Вифанскую духовную семинарию, он даже после революционного переворота продолжал служить в храме и, чтобы избежать обвинения в тунеядстве, совмещал пастырское служение с работой в кузнице. В 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. После его ареста храм был закрыт и разорен. В 2000 году священник Алексей Сперанский был причислен к лику святых.


Е.В. Видная, зав. отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XX-XXI вв.»,

И.И. Тимофиюк, старший научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XX-XXI вв.».