Интересно об экспонатах
Панно «Дружба народов». З.А. Вараксина.1967 г.
Панно «Дружба народов». Вараксина З.А. 1967 г.
В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника находится уникальное произведение декоративно-прикладного искусства – кружевное панно «Дружба народов». Оно выполнено в 1967 г. по рисунку Зои Александровны Вараксиной в центре традиционного кружевоплетения – г. Советске Кировской области. По своим размерам, стремлению автора отразить большой исторический период в жизни нашей Родины, панно задумано и решено как произведение монументального искусства.
Многофигурная композиция состоит из трех ярусов. Тематическое содержание изделия раскрывается через изображение 15-и стилизованных женских фигур в различных национальных костюмах, олицетворяющих республики СССР. Оригинальный сюжет органично сочетается с характерным для кировского кружева пышным растительным узором из многолепестковых розеток и резных листьев, который символизирует процветание и плодородие. Плотный орнамент четко выступает на легкой прозрачной решетке, состоящей из затейливого переплетения тонких плетешков и звездочек из насновок. Сочетание суровых и белых льняных нитей придает панно серебристый оттенок. Благодаря белой скани – узкого, туго скрученного жгута, обрисовывающего контуры рисунка, – узор приобретает особую графическую четкость.
Плетение ручного кружева на коклюшках – очень трудоемкий процесс, требующий много времени. Панно выполнено сцепной техникой плетения, в которой чаще всего выполняются штучные изделия больших размеров. Сцепное кружево плетется небольшим количеством пар коклюшек (от 6 до 12) по отдельным частям, которые в процессе плетения сцепляются между собой при помощи крючка. В зависимости от рисунка количество пар коклюшек постоянно меняется.
Панно «Дружба народов» из собрания Сергиево-Посадского музея убедительно доказывает, что технические возможности искусства кружевоплетения могут быть средством выражения больших идей и художественных образов.
Ил.1,2 Панно «Дружба народов». Вараксина З.А. 1967 г.
Ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII–XXI в.» В.А. Демкина.