Интересно об экспонатах
Икона «Обитель Преподобного Сергия Радонежского». К 100-летию музея
В древности иконы наиболее почитаемых монастырей имели особую популярность. В глазах молящихся они являлись образами «Святой Руси». Многие такие иконы нередко были небольшого размера, так как являлись паломническими реликвиями. «Пядницы с обительми» служили «променными» образами; их производство было налажено и в Троице-Сергиевом, и в Кирилло-Белозерском, и в Соловецком монастырях.Икона из собрания нашего музея является древнейшим изображением знаменитой обители. Всего таких образов сохранилось три, и все они очень похожи между собой, обитель на них представлена в один и тот же период. Все три являются списками с более раннего образа, увы, утраченного. Все три иконы выполнены, вероятно, в среде староверов в XIX столетии. Однако первоначальная икона с видом обители была создана, по нашему мнению, для Троице-Сергиева монастыря. В документах находим сведения о ней. В конце XVII века она находилась на стене северной паперти большой новой Трапезной палаты монастыря 1686-1692 гг. под собственным названием, помещенным на верхнем поле иконы. Образ был очень большим и богато украшенным, что позволяет нам предполагать, что он был значимым символом обители преподобного Сергия. На рубеже средневековья и нового времени изображения монастырей стали очень популярны, когда не только Образы Святых основателей, но и сами храмы, крепостные стены и остальные постройки становятся главными элементами таких икон.
Самая почитаемая обитель Московского государства представлена на иконе как священное пространство, предназначенное для молитвы. В ковчеге иконы на золотом фоне помещена основная композиции - вид монастыря. Осеняет ее Образ Живоначальной Троицы, по сторонам которой наведена золотом надпись вязью: «Обитель С(вя)тыя Живоначальныя Тр(ои)цы Пр(е)п(о)д(о)бнаго отца нашего игумена Сергия Рад(онежского)». Композиция монастырского комплекса вытянута по вертикали, равномерно заполняя прямоугольный ковчег иконной доски. Такой прием свойственен условной традиции передачи пространства, характерной для иконописи, однако он позволил компактно разместить все строения монастыря. Главные сооружения - храмы, колокольня, жилые здания и служебные постройки, крепостные стены и башни сопровождаются киноварными (красными) надписями (внутри крепостных стен) и черными (снаружи).
Данный памятник - единственный и самый ранний изобразительный источник по архитектурному ансамблю Троицкого монастыря XVII века. Особую ценность ему придает наличие на ней изображений несохранившихся зданий, в частности деревянной оружейной палаты и каменной кузницы, в которых изготавливалось и хранилось овеянное славой оружие троицких защитников. На иконе изображен и ныне утраченный деревянный царский дворец, срубленный при Иване Грозном, но перестроенный после осады монастыря, а также целый ряд других построек, не дошедших до настоящего времени: первоначальная звонница (находилась рядом с Духовским храмом), Надвратный храм, каменные корпуса келий, сады, пруды, колодцы и погреба.
Все сооружения, изображенные на иконе, несмотря на условность иконописного «языка», воспроизведены очень точно, как по топографии относительно друг друга, так и по особенностям их архитектуры. На ней показаны и основные элементы декора сооружений, а также материал, из которого они возведены: небеленый или же покрытый известковым раствором кирпич, дерево; виды и типы кровельных покрытий монастырских построек (лемех, металл, черепица, «чешуя»). Очень точно показаны и крепостные стены и башни с воротами, включая примыкавший к монастырю с запада Пивной двор.
Особенностью данной иконографии, по сравнению с большинством других аналогичных икон с видами русских обителей, является изображение групп святых с нимбами, а также рядовых иноков. Обычно на таких иконах среди лицевых изображений только один главный святой - основатель монастыря. В нашей же иконе представлен сонм Радонежских святых, направляющихся к главному храму - мортирию Преподобного, где находятся мощи основателя обители. Вторая группа святых обращена к храму Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, возведенному в 1635-1637 гг. К Троицкому же собору, но с противоположной стороны, примыкает группа коленопреклоненных иноков без нимбов в монашеском одеянии. Отмеченная особенность иконографии иконы отличает ее от остальных «пядниц с обительми», прославляя иночество Троицкого монастыря, из числа которых к этому времени было немало канонизированных святых.
Икона из нашего собрания была подарена Лавре проф. А.В. Горским, откуда и поступила в музей в 1920 г. Образ обители Преподобного Сергия стал очень ценным экспонатом музея. В 1920-е гг. он выставлялся в одной из первых экспозиций музея, посвященных иконографии Лавры, размещался он и в Архитектурном отделе. В настоящее время икона также участвует в различных выставочных проектах нашего музея как в России, так и за рубежом. За последние годы это выставки «Святая Русь» в Лувре (Париж, 2010) и в ГРМ (Санкт-Петербург, 2011), ныне же она находится на выставке «Преподобный Сергий - помощник всему государству и государям российским» в Западном корпусе Музейного комплекса Конный двор (2016).
На этом уникальном предмете иконографически зафиксирована строительная история монастыря, без рассказа о которой не обходился ни один период вековой истории нашего музея.
Зав. отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV - начала XX века» Т.Ю. Токарева.