Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Ювелирные изделия красносельских мастеров XX века

   В собрании Сергиево-Посадского музея заповедника  хранится небольшая по размерам коллекция ювелирных изделий красносельских мастеров. Она включает не только работы ювелиров с. Красного, но и других сел, входящих в красносельский промысел: сёла Сидоровское, Подольское, д. Алеево. В состав коллекции вошли изделия 1930-х – 1950-х и 1990-х годов. В основном, это произведения следующих промартелей и промколхозов: «Красный Кустарь» (с. Красное), «По заветам Ильича» (с. Подольское), «Новый труд» (с. Сидоровское), «Искра Октября» (д. Алеево), также изделия Красносельской ювелирной фабрики и Красносельского ювелирного завода.
  Коллекция разнообразна по составу – в нее вошли предметы посуды, ювелирные украшения, шкатулки и коробочки, кубки, декоративные скульптуры. Изделия выполнены из серебра и цветных металлов (главным образом из меди) и их сплавов: латуни и томпака, с использованием различных технических приемов их обработки. Своеобразной визитной карточкой промысла стали предметы, выполненные в технике скани, в составе коллекции таких изделий достаточно много.  

   Центром промысла стало село Красное.  Здесь, в 1897 году при Красносельской земской школе были открыты классы технического рисования, которые в 1904 были реорганизованы в  художественно-ремесленную учебную мастерскую золото-серебряного дела. В 1912 г. из числа воспитанников мастерской организуется художественно-ремесленная артель. После 1917 г. красносельские ювелиры стали объединяться в промартели. В 1930 г. в селе Красном создается Красносельско-ювелирно-художественный промсоюз, в который входят 4 крупные артели: в селе Красном, Сидоровском, Подольском, Дербилках, а также 14 филиалов колхозных артелей района.  

  Красносельские ювелиры, не имеющие своих традиций в этой технике, обращались к художественному наследию новгородской, московской, сольвычегодской школ и одновременно приступали к поискам собственного стиля, разрабатывая новые сканные элементы – «колечки», «вилюшки», «скобки», «огурчики» и др. Произведения в основном изготавливались из серебра, реже из меди, с частым применением гальванической обработки - золочением и серебрением.
  В 1930-е годы промартель «Красный Кустарь» – самая крупная в Костромской области, здесь выпускают различные предметы: шкатулки, коробочки, портсигары, сканные броши, пряжки, пуговицы. В послевоенное время ассортимент ювелирных изделий расширяется, в артели стали изготавливать кубки, вазы-кубки, а также памятные блюда. Этот период в коллекции музея представлен немногочисленными работами, среди которых интерес представляют работы М.А. Рассадина, А.Г. Голикова (промартель «Красный Кустарь») . 
  В совершенстве техникой ювелирного искусства владел И.А. Малышев (промартель «Искра Октября»). Он, как и остальные мастера артели, специализировался на изготовлении и декорировании изделий посудного характера (стопки, бокалы, рюмки, чайные ситечки, вилки, ложки). Небольшие штампованные предметы с матовой поверхностью декорировались гравированным позолоченным узором, с последующей гальванической обработкой внутри. Его произведения, хранящиеся в нашем музее, выполнены в период с 1947 по 1954 г.    

  Произведения 1950-х годов наиболее широко представлены в собрании музея. Среди работ этого времени произведения ведущих мастеров красносельских промысловых артелей, в их числе одна из немногих профессиональных сканщиц - А.В. Васина (промартель «Красный Кустарь»). Круг произведений этого мастера достаточно широк. Она изготавливала как миниатюрные предметы: пуговицы, броши, пряжки, браслеты, так и более объемные: вазы, сухарницы, кубки, подстаканники, шкатулки. В работе использовала медь и серебро, а также искусственные камни.  

  Среди красносельских изделий 1950-х годов можно выделить женские украшения из серебра и меди. Это наиболее традиционный ассортимент Подольской и Сидоровской артелей. Виртуозно техникой ювелирного искусства владел подольский мастер Л.А. Метлин (промартель «По заветам Ильича»). На стилевое направление ювелирных изделий 1950-х годов значительное влияние оказали существенные изменения в моде женской одежды. Наибольшее распространение получают традиционные красносельские броши-веточки с вставками из цветного стекла в виде плодов, ягод или цветов. Подобные изделия представлены в собрании музея работами З.А. Волковой, В.А. Гусятникова, А.П. Рыбкина.  

    В коллекции СПМЗ хранятся авторские повторы шести дипломных работ выпускников единственного в стране Красносельского техникума художественной обработки металла, выполненные в 1954 году. Среди них можно выделить работы Т.Г. Храмцовой, Н.А. Кашиной, О.С. Барышевой, отличающиеся высоким профессиональным уровнем.  


  Новый этап в развитии красносельского ювелирного промысла начинается с 1960-х годов. В 1961 г. артели «Кранный Кустарь», «Металлист» и мастерская райпромкомбината объединились в единое предприятие Красносельскую ювелирную фабрику, а в 1973 г. ювелирная фабрика переименована в Красносельский ювелирный завод. В это время вырабатывались в основном изделия из цветных металлов с последующей гальванической обработкой. Серебро заменили на медь, томпак, мельхиор, алюминий. В оформлении декоративных изделий и сувениров большая роль отводилась скани. Получили распространение небольшие панно, лоточки, условная анималистическая скульптура. Примером тому служат работы П.И. Чулкова, хранящиеся в СПМЗ.  

  В экспериментальном цехе при Красносельском ювелирном заводе было сформировано ядро талантливых художников-ювелиров, куда вошли П.И. Чулков, И.Д. Орлов, Н.А. Соколова, и др. В отличие от 1960-1970-х годов в ассортименте изделий стали занимать золотые и серебряные изделия с фианитом, хромдиопсидом, нефритом и агатом. Выпускались произведения из скани в сочетании с финифтью.

Изделия 1980-1990-х годов в коллекции музея представлены выставочными образцами С.А. Безрукова, В.Ф. Марьина, Т.Р. Медведевой, Е.А. Ларичева, З.Г. Козиной. Сквозь призму традиций в них преломлены основные стилевые и формообразующие процессы искусства этого времени. Все работы выполнены в технике скани, с характерной сложной рельефной формой, ажурная поверхность которых имеет многочисленные накладки.  

  В 1990–е годы скань по прежнему занимает заглавную роль в работах красносельских мастеров. Вдохновленные красотой волжского края, они добиваются выразительных и оригинальных художественных решений, разрабатывают новые образы и формы для своих произведений.  

Коллекция ювелирных изделий СПМЗ представляет основные этапы развития красносельского ювелирного промысла в советский период: его становление в 1930-е годы, интенсивный рост в 1950-е годы и расцвет в 1980-1990-е годы. Несмотря на небольшие размеры коллекции, в нее вошли высокохудожественные авторские произведения, выполненные ведущими ювелирами промысла. Основную часть составили выставочные работы.  
По материалам статьи: Юрова Ольга Николаевна «Ювелирное искусство села Красное Костромской области в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника» (Сборник сообщений Сергиево-Посадского музея-заповедника. 2010 г.).