Керамика и стекло XX-XXI вв.
Таким образом, в музее сложилась интересная коллекция керамики и стекла, включающая произведения ведущих художников. Подавляющее большинство произведений датируется 1960-ми годами. Особую ценность представляют предметы уникального, выставочного характера. На протяжении всей истории искусства отечественного фарфора лидирующее положение занимали: Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (бывший Императорский) и два подмосковных завода: Дмитровский фарфоровый завод (бывший Гарднера) и Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» (бывший Кузнецовский). Эти предприятия являют собой две самобытные и яркие школы, обладающие своим стилем, высокой культурой работы с материалом и богатейшими традициями.
Московская ориентировалась на народную традицию, ленинградская – на идущее в русле общеевропейского развития высокопрофессиональное искусство XVIII–XIX веков. Ленинградский завод в советское время исполнял роль творческой лаборатории, в то время как подмосковные заводы были ориентированы на массовое производство. Произведениям, выполненным на Ленинградском фарфоровом заводе свойственны тонкий художественный вкус и классическое чувство меры, их отличает чистота и мягкость форм, сочность красок и совершенство росписи.
Всеобщее признание и широкую известность завоевал чайный сервиз «Кобальтовая сеточка» (форма «Тюльпан» С. Яковлевой, роспись А. Яцкевич) с изящным сине-золотым орнаментом на белоснежном фоне. Своеобразие его украшения заключалось в новом для того времени техническом приеме исполнения росписи, не кистью, как обычно, а специальным «кобальтовым карандашом». Подобно тонкому кружеву покрывают фарфор рисунки Н. Славиной. В росписи сервиза «Вечером синим» использован кобальт в сочетании с серебром. Тонкость рисунка, мастерство графики придает изысканность фарфоровому сервизу, в состав которого помимо традиционного набора предметов входят подсвечники и детали из хрусталя.
В 1960-е гг. одним из ведущих художников Дулевского завода становится В.К. Яснецов. Значительное место в коллекции музея занимают работы художников, пришедших на завод в 1970-80-е годы, сохраняющих и развивающих унаследованные традиции в контексте основных направлений и запросов современного искусства. Среди них работы: Н.Н. Роповой, Г.И. Соркиной, М.М. Обрубова, Г.Н. Обрубовой.
В основе стиля Дмитровского фарфорового завода («Вербилки») лежит орнамент, графическая линия. Отдельную группу составляют одноцветные тематические рисунки. В некоторых работах графический рисунок часто соседствует с яркой живописью. Фантастические птицы, цветы, жанровые сцены, гербы русских городов – все это находит место в декоративном украшении сервизов, подарочных комплектов, сувенирных изделий. Огромная работа велась на заводе в области формотворчества. Заметный след в художественном и бытовом фарфоре 1960-х годов оставило творчество скульпторов завода Ю.Б. Ганрио и В.Н. Ольшевского, на чьих формах выполнено большинство росписей из собрания музея.
Ю.Б. Ганрио справедливо называют родоначальником формообразования советского бытового фарфора. Одними из лучших произведений художника являются чайные сервизы «Квант» и «Матросский» отличающиеся предельным лаконизмом форм, хорошо найденным соотношением всех объемов и деталей, четким выразительным силуэтом. Оба сервиза получили вторую и соответственно третью премии на конкурсе, объявленном журналом «Декоративное искусство СССР» на создание лучшего промышленного изделия в 1971 г.
В музее также представлены фарфоровые изделия Кузяевского (Московская обл.), Хайтинского (Иркутская обл.) и Первомайского (Новгородская обл.) заводов, а также заводов «Красный фарфорист» и «Пролетарий».
Весьма разнообразно представлены в музее произведения прославленного Конаковского фаянсового завода, в декоративном убранстве которых огромное значение имеют яркие цветные глазури.
Хранящиеся в музее произведения из стекла и хрусталя разнообразны по жанру и отражают различные направления развития российского стеклоделия. Это посудные формы, декоративные вазы и комплекты, панно, объемно-пространственные композиции, стеклянная пластика, выполненные с использованием различных техник и технологий.
Один из старейших хрустальных заводов – Гусь-Хрустальный (Владимирская область) – представлен работами ведущих художников Е.И. Рогова, С.П. Верина, В.В. Корнеева, С.К. Пивоварова, В.А. Филатова, В.С. Муратова, стремящихся в своем творчестве использовать приемы и возможности народного стеклоделия. Их отличает богатство неистощимой выдумки и превосходное мастерство исполнения.
Мастера завода «Красный Май» Вышневолоцкого района Тверской области особенно прославились сульфидным или сульфидно-цинковым стеклом. Своим появлением в 1958 г. оно обязано ленинградскому технологу Евгении Александровне Ивановой и инженеру Александру Александровичу Кирьенену, выходцу из потомственных красномайских стеклоделов. За неисчерпаемое богатство цвета и за способность изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки сульфидное стекло называют «русским чудом». В музее хранятся работы таких замечательных художников как А.М. Силко, С.М. Бескинской и др.
Вслед за «Красным Маем», где сульфидное стекло сделалось своего рода «заводской маркой», выпуск сувенирных изделий из него наладил Дятьковский хрустальный завод. Здесь в этой области работал В. Я. Шевченко. Произведения этого автора выделяются на фоне привычного дятьковского хрусталя. Бутыли и вазы с налепами, печатями, какими-то магическими знаками являются ярким напоминанием о своеобразии этого удивительного материала.
В музее также представлены произведения двух стекольных заводов Новгородской области: имени 1 КДО (Первого коммунистического добровольческого отряда) в пос. Б. Вишера, и «Восстание» в г. Чудово.
Гордостью музейного собрания является довольно значительная коллекция Ленинградского завода художественного стекла, с деятельностью которого связано творчество таких выдающихся мастеров прикладного искусства как Л.О. Юрген, А.А. Аствацатурян, А.М. Остроумов, Е.В. Яновская, Х.М. Пыльд, Б.А. Еремин, Ю.М. Бяков. Представленные в музее произведения в основном выполнены из хрусталя и представляют собой «классическую» линию в стеклоделии, основанную на использовании традиционных техник – широкой грани, алмазной грани, гравировки, «венецианской нити». В наборе Яновской «Охотничий» алмазная грань и гравировка из средств украшения превращены в средства художественного выражения, создающие образ родной природы.
Наряду с традиционными центрами русского стеклоделия большое место в коллекции музея занимают творческие работы художников Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда) и других городов.
Заведующая сектором отдела «Русское народное искусство XVIII-XXI вв.» Полосинова Татьяна Александровна.