Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Керамика и стекло XX-XXI вв.

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится около 7 000 предметов из фарфора и стекла XX-XXI вв. Эта коллекция начала формироваться музеем в 1950-е годы, когда активно шло комплектование современных народных художественных промыслов. Толчком для собирательской деятельности стало открытие в 1967 году экспозиции “Советского декоративно-прикладного искусства”. В период 1960 – 1980-х гг. образцы фарфоровых изделий и стекла поступали из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников, из Всесоюзного производственного художественного комбината, отбирались на выставках, приобретались музеем, передавались в дар от самих авторов.

Таким образом, в музее сложилась интересная коллекция керамики и стекла, включающая произведения ведущих художников. Подавляющее большинство произведений датируется 1960-ми годами. Особую ценность представляют предметы уникального, выставочного характера. На протяжении всей истории искусства отечественного фарфора лидирующее положение занимали: Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (бывший Императорский) и два подмосковных завода: Дмитровский фарфоровый завод (бывший Гарднера) и Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда» (бывший Кузнецовский). Эти предприятия являют собой две самобытные и яркие школы, обладающие своим стилем, высокой культурой работы с материалом и богатейшими традициями.

Московская ориентировалась на народную традицию, ленинградская – на идущее в русле общеевропейского развития высокопрофессиональное искусство XVIII–XIX веков. Ленинградский завод в советское время исполнял роль творческой лаборатории, в то время как подмосковные заводы были ориентированы на массовое производство. Произведениям, выполненным на Ленинградском фарфоровом заводе свойственны тонкий художественный вкус и классическое чувство меры, их отличает чистота и мягкость форм, сочность красок и совершенство росписи.



Всеобщее признание и широкую известность завоевал чайный сервиз «Кобальтовая сеточка» (форма «Тюльпан» С. Яковлевой, роспись А. Яцкевич) с изящным сине-золотым орнаментом на белоснежном фоне. Своеобразие его украшения заключалось в новом для того времени техническом приеме исполнения росписи, не кистью, как обычно, а специальным «кобальтовым карандашом». Подобно тонкому кружеву покрывают фарфор рисунки Н. Славиной. В росписи сервиза «Вечером синим» использован кобальт в сочетании с серебром. Тонкость рисунка, мастерство графики придает изысканность фарфоровому сервизу, в состав которого помимо традиционного набора предметов входят подсвечники и детали из хрусталя.

На Дулевском фарфоровом заводе формирование нового стиля было тесно связано с именем П.В. Леонова. Гордостью советского декоративного искусства по праву считается сервиз П.В. Леонова «Золотой олень». В радостной, жизнеутверждающе звенящей палитре, динамично построенной композиции с изображением условно решенного «древа жизни» и фигуры скачущего оленя, воплотились глубоко понятые автором традиции национальной культуры.

В 1960-е гг. одним из ведущих художников Дулевского завода становится В.К. Яснецов. Значительное место в коллекции музея занимают работы художников, пришедших на завод в 1970-80-е годы, сохраняющих и развивающих унаследованные традиции в контексте основных направлений и запросов современного искусства. Среди них работы: Н.Н. Роповой, Г.И. Соркиной, М.М. Обрубова, Г.Н. Обрубовой.




В основе стиля Дмитровского фарфорового завода («Вербилки») лежит орнамент, графическая линия. Отдельную группу составляют одноцветные тематические рисунки. В некоторых работах графический рисунок часто соседствует с яркой живописью. Фантастические птицы, цветы, жанровые сцены, гербы русских городов – все это находит место в декоративном украшении сервизов, подарочных комплектов, сувенирных изделий. Огромная работа велась на заводе в области формотворчества. Заметный след в художественном и бытовом фарфоре 1960-х годов оставило творчество скульпторов завода Ю.Б. Ганрио и В.Н. Ольшевского, на чьих формах выполнено большинство росписей из собрания музея.

Ю.Б. Ганрио справедливо называют родоначальником формообразования советского бытового фарфора. Одними из лучших произведений художника являются чайные сервизы «Квант» и «Матросский» отличающиеся предельным лаконизмом форм, хорошо найденным соотношением всех объемов и деталей, четким выразительным силуэтом. Оба сервиза получили вторую и соответственно третью премии на конкурсе, объявленном журналом «Декоративное искусство СССР» на создание лучшего промышленного изделия в 1971 г.



Особое место в отечественной керамике занимает творчество гжельских мастеров, их работы восходят к наследию древнего керамического промысла.  Гжельские изделия отличаются типичной для них красивой подглазурной кобальтовой росписью. В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится более 500 предметов гжельского фарфора XX в. Это авторские работы, выполненные ведущими художниками – Л.П. Азаровой, З.В. Окуловой, Н.Б. Квитницкой, А.Н. Федотовым, В.И. Авдониным, П.Н. Гордеевым, Г.В. Денисовым и др., а также образцы массовой продукции знаменитого керамического промысла.



В музее также представлены фарфоровые изделия Кузяевского (Московская обл.), Хайтинского (Иркутская обл.) и Первомайского (Новгородская обл.) заводов, а также заводов «Красный фарфорист» и «Пролетарий».

Весьма разнообразно представлены в музее произведения прославленного Конаковского фаянсового завода, в декоративном убранстве которых огромное значение имеют яркие цветные глазури.

Значительная часть коллекции керамики состоит из творческих работ художников Москвы, Подмосковья и Ленинграда.


Хранящиеся в музее произведения из стекла и хрусталя разнообразны по жанру и отражают различные направления развития российского стеклоделия. Это посудные формы, декоративные вазы и комплекты, панно, объемно-пространственные композиции, стеклянная пластика, выполненные с использованием различных техник и технологий.

Один из старейших хрустальных заводов – Гусь-Хрустальный (Владимирская область) – представлен работами ведущих художников Е.И. Рогова, С.П. Верина, В.В. Корнеева, С.К. Пивоварова, В.А. Филатова, В.С. Муратова, стремящихся в своем творчестве использовать приемы и возможности народного стеклоделия. Их отличает богатство неистощимой выдумки и превосходное мастерство исполнения.

Народные черты в творчестве стеклоделов особенно ярко проявились в гутной мелкой пластике, которая во второй половине XX в. выделилась в самостоятельную область стеклоделия. Очень красивы по цвету и выразительные по пластике скульптуры «Конь» и «Бизон», выдутые мастером Р.В. Чукановым по замыслу художника В.С. Муратова.

Мастера завода «Красный Май» Вышневолоцкого района Тверской области особенно прославились сульфидным или сульфидно-цинковым стеклом. Своим появлением в 1958 г. оно обязано ленинградскому технологу Евгении Александровне Ивановой и инженеру Александру Александровичу Кирьенену, выходцу из потомственных красномайских стеклоделов. За неисчерпаемое богатство цвета и за способность изменять окраску в зависимости от температуры и длительности обработки сульфидное стекло называют «русским чудом». В музее хранятся работы таких замечательных художников как А.М. Силко, С.М. Бескинской и др.

Вслед за «Красным Маем», где сульфидное стекло сделалось своего рода «заводской маркой», выпуск сувенирных изделий из него наладил Дятьковский хрустальный завод. Здесь в этой области работал В. Я. Шевченко. Произведения этого автора выделяются на фоне привычного дятьковского хрусталя. Бутыли и вазы с налепами, печатями, какими-то магическими знаками являются ярким напоминанием о своеобразии этого удивительного материала.


В музее также представлены произведения двух стекольных заводов Новгородской области: имени 1 КДО (Первого коммунистического добровольческого отряда) в пос. Б. Вишера, и «Восстание» в г. Чудово.

Гордостью музейного собрания является довольно значительная коллекция Ленинградского завода художественного стекла, с деятельностью которого связано творчество таких выдающихся мастеров прикладного искусства как Л.О. Юрген, А.А. Аствацатурян, А.М. Остроумов, Е.В. Яновская, Х.М. Пыльд, Б.А. Еремин, Ю.М. Бяков. Представленные в музее произведения в основном выполнены из хрусталя и представляют собой «классическую» линию в стеклоделии, основанную на использовании традиционных техник – широкой грани, алмазной грани, гравировки, «венецианской нити». В наборе Яновской «Охотничий» алмазная грань и гравировка из средств украшения превращены в средства художественного выражения, создающие образ родной природы.

Наряду с традиционными центрами русского стеклоделия большое место в коллекции музея занимают творческие работы художников Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда) и других городов.



Заведующая сектором отдела «Русское народное искусство XVIII-XXI вв.» Полосинова Татьяна Александровна.