Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Набойка и кружево XVII - XX вв.

Набойка

Издавна на Руси знали способ украшения тканей с помощью резных деревянных досок — манер. Делались они целиком из дерева, узор резался с обеих сторон. В XVII веке набивные доски были очень массивными, размер каждой из сторон доски иногда достигал 50 сантиметров. Большую деревянную доску намазывали масляной краской, накладывали сверху смоченный холст и прокатывали деревянным вальком, чтобы узор отпечатался на ткань. Такая ткань называлась набойкой. В XVII веке набивные ткани благодаря их красочности и сравнительной дешевизне широко применялись в быту русского народа. Из набивной ткани не только шили одежду, но и знамена, шатры, занавесы, церковные облачения.


  Образцы набойки XVII в. отличаются пышностью растительного орнамента со сложными мотивами фантастических цветов, декоративных листьев и стеблей. Набойке XVIII века присущи легкость и изящество цветочных форм, тонкая разделка деталей. Условно орнамент набойки можно разделить на два вида. Простейшие узоры набивных тканей представляют собой сочетание несложных геометрических элементов - кружочки, крестики и т.д. Иногда геометрические узоры чередовались с растительными мотивами - цветами, ягодами, листьями.



В XIX веке русская набойка получила дальнейшее развитие. Из набивной ткани изготавливали платки, сарафаны, знаменитые русские шали. В XIX веке вновь стали возвращаться к печати набойки с простыми мелкими узорами по темно-синему кубовому фону (название от куба, в котором разводили краску).Самое излюбленное цветовое сочетание крестьянской набойки в XIX веке было синее с белым. Набивная скатерть, привезенная из Каргопольского района Архангельской области орнаментирована крупными белыми звездами и птицами. Русская набойка XIX века широко представлена произведениями Русского Севера.


Кружева

Современное кружевоплетение развивается в старинных прославленных центрах — Вологде, Ельце, Советске (бывшей слободе Кукарке), Михайлове, Киришах. В каждом из них в традиционной манере вручную коклюшками выплетаются сложные и красивые кружевные узоры. Наиболее декоративным является вологодское кружево. Крупный густой узор выявляется здесь плотной извивающейся белой тесьмой — полотнянкой, называемой вилюшкой. Крупные растительные мотивы, розетки, трилистники, образуя самые различные композиции, вырисовываются на легкой сетке фона. Елецкое кружево отличается большим изяществом и легкостью. Строгая простота узора кировского кружева роднит его с вологодским, а по легкости и тонкости разработок оно сходно с елецким  



В последнее время узоры стали обогащаться фоновой сеткой, насыщенной орнаментальными мотивами. Цветное кружево Михайловского района Рязанской области отличается не только своей яркой декоративностью, но и иной техникой плетения. В готовых изделиях кружево сочетается с рязанской вышивкой или узорным ткачеством. Особый интерес представляет тонкое кружево, шитое иглой. Оно производится в городе Кадоме Рязанской области. На мелкой ажурной сетке фона четко обрисовываются ромбовидные геометрические фигуры с розетками, звездочками, кругами. Заполненные мелкой штопкой и обведенные белыми нитками эти узоры воспринимаются нежным белым силуэтом. Тонкое соотношение легкого ажура фона к более плотному белому узору придает кружеву особую воздушность и изящество.