Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Вышивка и ткачество XVIII - XX вв.

 Сергиево-Посадском музее собрана богатейшая коллекция предметов ткачества и вышивок XVIII-XIX в., представленная образцами почти всех областей северной и средней европейской части России. Тканые и шитые узоры украшают одежду, головные уборы, предметы домашнего обихода – полотенца, скатерти, подзоры, платки, шали и т.д. Высокое искусство ткачества и вышивки ярко отразились в создании женских (мужских почти не сохранилось) праздничных и свадебных костюмов, поясов и женских головных уборов.   

Важное место в декоре костюмов, полотенец, скатертей, подзоров имело закладное и браное ткачество, а также вышивка. Виртуозной техникой исполнения выделяется закладное ткачество. Богато и разнообразно ткачество Воронежа, исполненное самой простой техникой переплетения. Неповторимы воронежские поневы своим смелым сочетанием крупной тканной клетки с многоцветной вышивкой. Виртуозной техникой исполнения отличается закладное ткачество Рязани. Его техника такова, что узор на той и другой стороне получается одинаковым и кажется как бы врезанным, что придаёт ему четкость. Основное цветовое сочетание закладного ткачества — белое с красным.  



    Но более распространенной в русском ткачестве была браная техника. При создании браного узора нитку брали, считали. Отсюда и название ткачества — браное.Густой, плотный, рельефный узор красного цвета на фартуках, головных платках, рубахах и полотенцах подчеркивает белизну холста. Но особенно ярко чувство цвета, ритмики и блестящее техническое мастерство проявились в изготовлении узорных шерстяных поясов. Веселые по цвету, они поражают разнообразием узоров и красотой богатой, звонкой палитры.

Уникальная коллекция вышивки в собрании Сергиево-Посадского музея представляет огромную художественную и историческую ценность. Она свидетельствует о поразительном богатстве орнаментального наследия, сохранившего глубоко традиционные и подлинно народные архаические черты. В орнаментике ткачества и вышивки, так же как и в резьбе и росписи по дереву, прочно держатся мотивы, уходящие своими корнями в далёкие языческие времена, - круги, ромбы, кресты, изображения священных оленей, гуськов, утиц; одними из распространённых были изображения женской фигуры – богини земли и плодородия – и древа жизни в окружении священных животных.

Древние мотивы встречаются почти в каждой из областей России.Вышивки Тулы и Калуги, выполненные техникой «перевити», очень декоративны и насыщены по цвету. Удивительно нарядно выглядит полотенце со сказочными барсами. Изображения барсов не случайны на вышивках ярославской, костромской, новгородской земель — с течением веков в орнаментику русской народной вышивки под влиянием культуры русских городов включались новые мотивы. Вышивки Смоленщины солнечны и лучисты по колориту. Мягкость вышивке придает соседство красного и желтого цветов. Техника строчки называется здесь шитьем по вырези.


Новгородская вышивка представлена в музее образцами из Устюжинского уезда. В этих вышивках главное место принадлежит изображению женской фигуры. В произведениях нашей коллекции она присутствует в композициях со священным деревом жизни, обрядовыми сценами жертвоприношений, с ветками в руках, изображается в виде древа-куста или с птицами.

Сюжеты, пришедшие в XIX век из глубины древней культуры дохристианского периода, характерны и для вышивок Каргопольского района Архангельской области. Они исполнялись очень сочной по цвету техникой застила и двусторонним швом, который здесь часто называли РОСПИСЬЮ.

Тверская вышивка отличается большим разнообразием художественных приемов и стилевых признаков. Местные специфические особенности свидетельствуют о глубокой устойчивости традиций древнего искусства. К широко распространенным приемам шитья относится старинная сквозная белая строчка, наиболее типичная для юго-восточных центров, какими являлись Старица, Торжок, Тверь, Кашин, Корчева, Калязин, для южной части Бежецка и северо-восточных окрестностей Весьегонска. Тверские вышивки привлекают внимание своим богатым колористическим многообразием. 

  Наиболее архаические изобразительные мотивы одноцветны и выполняются по древней традиции строго белыми или красными нитками. Большой самобытностью отличаются многоцветные вышивки, выполнявшиеся главным образом шерстяными и реже шелковыми нитками, распространенные в основном в северо-восточной части. Своеобразной цветовой гаммой выделяются ржевские вышивки, ярким насыщенным цветом — теблешские и весьегонские, необычайно смелые по своим контрастным сочетаниям.  

Тверская вышивка при некоторых сходных чертах с образцами псково-новгородского типа, а также с смоленскими и ярославскими отличается своим глубоко самобытным характером. Все эти вышивки представляют собой значительный пласт художественной культуры русского народа и свидетельствует о том, что носителем архаики в народном искусстве был не только Русский Север, как считалось раньше, но также и древние центры средней полосы России, среди которых свое особое место занимает Тверская земля.

Современная вышивка представлена оригинальными декоративными произведениями высокого художественного качества. В нарядных скатертях, полотенцах и других изделиях умело используются традиционные приемы шитья и сохраняются черты народной вышивки. Здесь превосходно используются различные разновидности рассыпного гипюра с тонко разработанными ажурами. Такими тончайшими переплетениями в сложных сюжетных композициях выполняются изображения человеческих фигур. Эти красивые вышивки отличаются большой изысканностью, как например, из г. Михайлова, Рязанской обл. 


    

Традиционная цветная перевить тарусских мастериц Калужской области необычайно красочна. Геометрические узоры, так же как и сюжетные композиции, выполняются красными, синими, желтыми, белыми нитками, которыми перевивается и сетка фона. В орнамент нарядных подарочных изделий искусно включаются надписи. В Мстёре Владимирской области создается цветная счетная гладь, известная под названием «владимирский шов». Узор, исполненный красными и синими нитками, словно охвачен по краям мохнатыми «кисточками». Отдельные детали рисунка разрабатываются мелким узором. В уникальных вышивках такие разработки иногда выполняются золотыми нитями. Кроме того тканные платки изготавливали на различных комбинатах прикладного искусства.