Роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы)
В Сергиево-Посадском музее-заповеднике (СПМЗ) хранится небольшая, но интересная коллекция железных расписных лакированных подносов. Она сформировалась в период с 1930-х годов по 2010–е годы и насчитывает около 100 предметов.
В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных цветочной росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая. Первые подносы начали изготавливать в первой половине XVIII в. на уральском Нижнетагильском горном заводе промышленников Демидовых. Из листового железа (в основном бракованного) производили посуду, в том числе и подносы, украшенные росписью и покрытые лаком. Крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров изобрел особо прозрачный и необыкновенно прочный «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара. По качеству он превосходил английский и французский и приближался к китайскому. Ранние Нижнетагильские подносы были массивны и имели прямоугольную форму. Основными темами были жанровые сцены (поднос «Свадьба Петра I», автор Бородин, 1874 г.) и цветочные композиции (поднос с цветами и поднос с натюрмортом, конец XIX в.).
Наряду с Нижнетагильскими подносами в музее хранятся изделия еще одного прославленного центра подносного производства - Жостово. Подмосковный центр подносной росписи, известный нам как «Жостовский», начал формироваться в начале XIX в. и связан с именем Осипа Филипповича Вишнякова. Около 1825 г. он основал в деревне Жостово Троицкой волости Московской губернии (в настоящее время Мытищинский район Московской области) мастерскую по производству табакерок, коробочек и подносов из папье–маше. В середине XIX в. мастера перешли на изготовление железных подносов, которые со временем вытеснили изделия из папье–маше.
Технология изготовления железных расписных подносов была заимствована с изделий из папье-маше. Металлические подносы и коробочки из папье-маше долгое время делали в одной мастерской, и расписывали их одни и те же мастера. Вишняковские подносы, украшенные яркими росписями, были рассчитаны на вкусы зажиточного крестьянства, мещанства и купечества. Так как жостовский поднос вошел в обиход преимущественно как чайный, трактирный предмет, то его функциональное назначение предопределило формирование народной линии цветочной росписи в жостовском искусстве – быстрой, локальной, выразительной. Часто подносы использовались не только для подачи угощений на стол, но и для украшения интерьера. Большим спросом пользовались подносы с названием «Шахи» и «Барыни». На зеркале таких подносов изображалась «экзотическая» дама или «воинственный» шах. Борта украшались золотистым орнаментом «уборкой», которая была своеобразной рамой. В собрании СПМЗ представлен редкий поднос с изображением панорамы Троице-Сергиевой лавры. Он был выполнен в 1901 г. Александром Егоровичем Вишняковым, больше известного под именем Аффоний (долгое время он был монахом ТСЛ), представителем старинного рода основателей и мастеров знаменитого жостовского промысла.
На рубеже XIX – ХХ вв. резко упал спрос на подносы, производство сокращалось, мастера уходили в другие отрасли. Оставшиеся организовали в 1912 г. в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она вскоре распалась. Несмотря на трудное время, на промысле оставались старые мастера, с их умением и любовью к своему делу. Возрождение промысла началось в 1920–е годы. В это время было создано несколько артелей, которые в 1929 г. объединились в артель «Металлоподнос». Вблизи деревни Жостово было построено кирпичное здание, производство сосредоточилось в одном месте и промысел получает название Жостовский. В 1930–е годы советское правительство оказывало большую поддержку народным промыслам. Проводились эксперименты в кустарной промышленности. В собрании СПМЗ хранятся произведения 1930-х - начала 1940-х годов, отражающие ассортимент продукции промысла.
Коллекция представлена работами ведущих мастеров того времени: А.И. Лезнова, И.С. Леонтьева, А.П. Гогина, П.С. Курзина и других, произведения которых стали эталонными образцами традиционной росписи для последующих поколений художников. Особое место в истории Жостова занимает творчество А.П. Гогина. В 1920-е годы он участвовал в организации артели «Металлоподнос», В 1930-1940-е гг. А.П. Гогин - один из самых активных мастеров Жостова, а с 1948 года по 1961 год был главным художником промысла. Свои композиции он создавал не только на традиционных черных фонах (поднос с букетом из роз, ромашек, маков и колосков), но и на цветных и серебристых фонах. В конце 1940-х гг. он создал серию подносов, где роспись безукоризненно сочеталась со «сквозными» фонами, которые создавались с помощью тонкого алюминиевого или бронзового порошка.
В 1960 г. артель «Металлоподнос» была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи», и в жизни промысла начался новый период. Реконструировалось здание фабрики, модернизировалось оборудование, открылся новый живописный цех. Но, несмотря на техническое переоснащение, промысел и до настоящего времени сохраняет свое самое драгоценное качество: рукотворность. Наиболее важной операцией, требующей творчества, является роспись, которая выполняется в несколько приемов. После росписи поднос покрывают лаком, а затем, по этому, слегка просохшему, липкому слою, рисуют «уборки» – орнаменты, проходящие по бортику подноса. Уборки обычно пишут мастерицы-орнаментальщицы.
В коллекции СПМЗ представлены работы ведущих художников Жостовской фабрики декоративной росписи 1960–1980–х годов, которые признаны «золотым веком» Жостова. Это подносы Б.В. Графова, Н.Н. Гончаровой, Н.П. Антипова, В.И. Леткова, Е.П. Лапшина, Н.Н. Мажаева, М.П. Савельева и других авторов. Мастерами был найден баланс между массовыми тиражными и уникальными произведениями, сохраняющими и развивающими народные традиции: роспись гармонично связана с формой предмета, точно и тонко найдены соотношения цветов. В искусстве Жостова нет повторений, каждый поднос – вариант на заданную тему. Формы подносов разнообразны: круглые, овальные, прямоугольные с чуть закругленными углами и фигурные с фестончатыми краями. Самым распространенным мотивом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором «уборкой». Но, в Жостове никогда не пишут с натуры, а пишут по памяти, по традиции, по воображению. Помимо излюбленных черных фонов, применяют и цветные. Поднос М.П. Савельева «Салют», украшен росписью по перламутровой инкрустации и поталям. Подносы с инкрустацией нежны, изысканны и производят впечатление драгоценности.
В собрании СПМЗ работы жостовских художников последних представлены единичными экземплярами. Это подносы, выполненные главным художником Жостовской фабрики декоративной росписи М.В. Лебедева и Л.Ю. Гончаровой – представителя известной династии Беляевых – Гончаровых. Подносы выкованы вручную, отличаются большими размерами, усложненной формой и обилием позолоты.
Коллекция произведений, выполненных жостовскими мастерами, хранящихся в СПМЗ, разнообразна и отражает основные этапы развития промысла.
Старший научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» Игнатьева Ольга Анатольевна.