Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Русские шали XVIII - XX в.


Русские тканые шали

С конца XVIII века в России успешно развивалось производство узорных шелковых тканей и парчей, а также больших платков и шалей, подобных кашмирским. Русские шали начала XIX века по своему качеству, сложности узора и расцветки не уступали европейским, а часто их превосходили. В начале XIX века была основана и фабрика статского советника Дмитрия Аполлоновича Колокольцова в селе Ивановском Петровского уезда Саратовской губернии, существовавшая и в середине 1830-х .годов. Фабрики В.А.Елисеевой, Н.А.Мерлиной и Д.А.Колокольцова считались лучшими в стране.

Узор шалей был двусторонним. Достигалось это применением закладной (или паласной) техники ткачества, при которой нить цветного утка переплетается с нитями основы в границах элемента узора, не доходя до края полотна. Граница элемента узора вследствие переплетения нитей фона и узора имеет сквозные отверстия. Узор на лицевой и изнаночной сторонах одинаков. Для шалей отдельно ткались кайма и середина, затем они сшивались. Показателен в этом отношении фрагмент колокольцовской шали с цветочной гирляндой из собрания музея-заповедника.


Первая в России шаль с затканными в один кусок с полотном каймами и углами была изготовлена на фабрике братьев Гучковых, чьи шали имели богатый узор, превосходную отделку, и как отмечали современники, были прекрасны и исполнены вкуса.

Русские шали первой половины XIX века имеют свои стилевые особенности. Их композиционное решение четко и многообразно. Узкая узорная кайма по краю с фестончиками и гирляндами мелких цветочков, похожих на зерна жемчуга, нанизанные на нить, подчеркивают белизну фона. Чередование цветных пятен - красных, голубых, зеленых - создает спокойный ритмический строй. В первой половине XIX века была широко распространена традиционная композиция восточных орнаментальных форм с "огурцами", "бобами" и "опахалами", сочетающимися с реалистической трактовкой цветочных и растительных мотивов.




Русские набивные шали

Во второй половине XIX века наряду с ручным ткачеством производство ковровых платков на жаккардовых станках принимает массовый характер.В подражание тканым шалям русские мануфактуры стали выпускать еще более дешевые - набивные. Шерстяные платки и шали до конца XIX века набивались вручную.

Процесс набойки - сложный и длительный. Сначала сотканную материю отбеливали, затем она проходила ряд подготовительных операций перед окраской. Ткань нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме. В зависимости от величины платка узор разбивался на 4, 16 или 24 части. Каждая из частей узора воспроизводилась на набивной доске - деревянной форме. Для этого с рисунка, предназначенного к исполнению, „снимали кальку", то есть абрис рисунка переводился на промасленную бумагу, причем контур каждой краски делался отдельно. Рисунок прибивали гвоздиками по углам и легким перестукиванием молоточка переносили карандаш с кальки на слегка увлажненное дерево.


На первых порах набивные шали напоминали восточные ткани с „дорогами" - узорными полосами из цветочных ветвей, причудливых листьев. Почти одновременно появились и набивные шали с каймой. По-прежнему в различных вариантах использовался мотив „огурца". Из „огурцов" создавались различные комбинации: то переплетаясь, то прихотливо чередуясь, то собираясь в пучки, они заполняли почти все поле платка, образуя сплошной ковровый узор. Композиционным центром служила маленькая свободная от узора середина в виде крестчатой или звездной фигурки. Лучами расходились от нее к углам и кайме „огурцы" и „опахала". Они имели четкий контур и мельчайшую проработку деталей.



Большие тканые шали использовались иногда в церкви в качестве завесы к царским вратам, а набивными шалями на подкладке покрывался аналой. На такие шали по центру нашивался крест из позумента. С середины XIX века в композиции из „огурцов" и „опахал" вводятся растительные мотивы - ветви, букетики, контур узора создается узкой цветочной гирляндой.



На рубеже XIX-XX веков все реже применяются при набойке платков и шалей „турецкие" узоры. На смену им приходят замысловатые гирлянды, обрамляющие пышные букеты из ярких роз, тюльпанов, полевых цветов. Средник заполняется редко расположенными мелкими цветочками, ягодками.

Все эти изменения можно проследить на шалях, выпускавшихся платочно-набивной фабрикой Я.Лабзина в Павловском Посаде - одним из самых крупных русских платочно-набивных предприятий, имеющих давнюю историю и сложившиеся традиции. С 1863 года фабрика Лабзина одной из первых начинает массовое производство чистошерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей, становясь поставщиком этой продукции на внутреннем рынке страны.



О высоком качестве павловопосадских платков и шалей свидетельствует тот факт, что на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года они были отмечены серебряной медалью, в 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде - наивысшей наградой - Большим гербом


В советское время павловопосадская мануфактура стала одной из самой известной в стране. В 1928 году состоялась первая художественная выставка бытового советского текстиля. Затем Всемирная выставка в Париже в 1937 г., где экспонировались павловопосадские шали. На фабрике работали такие известные рисовальщики как Постигов С.В., Аболихин К.Е.


Пламенеющий цвет павловских платков создается благодаря резкому контрасту цвета узора к фону. Сочные краски цветочных узоров приобретают удивительную звучность, кажутся свежими и живыми.
После войны на фабрике появились талантливые художники, такие как Штыхин Е.И., Ольшевская З.А., Шаховская Л.С., Регунова Е.П.


В 1962 г. на Павловопосадскую мануфактуру пришли такие художники как  Зиновьева К.С., Слащева Н.И., Рыжов С.П.В ткацком производстве ручную набойку заменили автоматические станки.


И сегодня, в XXI веке, павловопосадские платки отличает законченность композиционных решений, сочетание геометрического и растительного узора, разнообразие растительных форм, сочность колорита, тонкий четкий контур и тщательная проработка мельчайших деталей.