Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Керамика и стекло XVIII-XIX вв.

Коллекция керамики Сергиево-Посадского музея XVIII – XIX вв. дает представление о развитии этого вида декоративно-прикладного искусства в России. В основу этой коллекции музея легло собрание Троице-Сергиевой лавры. Это были разнообразные предметы для широкого использования в повседневной жизни монастыря.

В 1930 году в музей поступило собрание А.А. Александрова, в котором находилось значительное количество фарфоровой и фаянсовой посуды. Значительно пополнилась коллекция в связи с экспедициями 1978-1985 гг., целенаправленно исследовавшими районы Московской области, где издавна существовало традиционное производство керамики.

Самые ранние экспонаты собрания относятся к середине XVIII века—времени, когда господствующим был стиль барокко. В коллекции музея – уникальные произведения из майолики, выполненные на заводе первом в России заводе, открытом в Москве в 1724 году и принадлежавшем Афанасию Кирилловичу Гребенщикову. Его продукция не уступала аналогичным изделиям европейских стран и высоко ценилась уже в то время. Для гребенщиковских изделий характерны большие размеры, массивность, черепок желтовато-розового цвета, синевато-белая эмаль, роспись по эмали, напоминающая китайский и западноевропейский фаянс и майолику XVIII века. Эта посуда была распространена, главным образом, в быту высших слоев общества.




  Примерно с середины XIX в. посуда из майолики, доступная различным слоям населения, стала выпускаться керамическими мастерскими подмосковного Гжельского завода, в начале подражавшими изделиям гребенщиковской фабрики. Довольно быстрое распространение высококачественной керамики было обусловлено высокими достижениями народного гончарного производства. Несколько изделий обыденной гжельской посуды, практически не дошедшей до нашего времени, сохранилось в коллекции нашего музея.

В 1744 году был основан первый в России фарфоровый завод. Секрет производства фарфора открыл сподвижник М.В. Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов в 1746-1747 гг., который и наладил его выпуск на Императорском фарфоровом заводе. Работая, в основном, по заказам императорского двора, завод выпускал и более дешевые «ординарные» изделия. Они представлены в собрании музея и их отличает черепок теплого белого цвета, мягкий блеск глазури, чистые краски.

В коллекции хранится и несколько тарелок Императорского завода с марками-вензелями русских царей XVIII — начала XX века. Еще при Екатерине II, в Германии, на Мейссенском фарфоровом заводе был заказан так называемый «Охотничий» сервиз, предназначенный для охотничьего домика императрицы в Ораниенбауме. В 1850—1880 годах на Императорском заводе были выполнены по сохранившимся образцам недостающие изделия к этому сервизу.


Постепенно из предмета роскоши фарфор становился принадлежностью самых широких слоев населения и получил в XIX веке широчайшее распространение. Первым частным производством стал завод Франца Гарднера, основанный в 1766 году в деревне Вербилки, близ города Дмитрова под Москвой. Особое место среди изделий завода XVIII века занимали четыре «орденских сервиза», выполненных по заказу императорского двора для ежегодных приемов кавалеров высших государственных наград – орденов святых Андрея Первозванного, Георгия, Александра Невского, Владимира.

Эти сервизы включали огромное количество разнообразных предметов, украшенных эмблемами орденов и орденскими лентами. Некоторые из них представлены в коллекции музея. Одновременно с выпуском роскошных дорогих заказных изделий, гарднеровский завод начал производить посуду, доступную самым широким слоям населения. Она замечательно представлена в коллекции музея. Эти изделия расписывались в основном цветами: крупный букет или цветок на зеркале и мелкие цветки по борту. Роспись по своим ярким и сочным краскам близка русской народной керамике.

Замечательной областью керамического производства был фаянс, получивший наибольшее распространение в XIX веке. Его выпускали практически на всех заводах. На заводе Гарднера этот материал был освоен в 1820—1830-е годы. Фаянсовая посуда заменила более раннюю гончарную и майоликовую в кустарной среде Гжельского района в середине и второй половине XIX в. Этот пластичный, с белой поверхностью материал, более дешевый, чем фарфор, нашел широкое распространение в самых различных слоях населения.

  В коллекции музея хранится большое число фаянсовой посуды, украшенной так называемой «печатью» — техникой, когда изображение наносилось на предмет механическим способом. На нескольких фаянсовых блюдах дан общий вид Троице-Сергиевой лавры или ее монограмма (СТСЛ). На многих заводах использовали как печать, так и роспись, что было связано со стремлением сохранить традиционную живописность орнаментики.


В первой половине XIX века в России возникает множество частных фарфоровых заводов. Крупнейшим из них был завод А. Г. Попова, основанный в 1811 году в с. Горбунове Дмитровского уезда, недалеко от Сергиева Посада. Продукция этого завода отличалась высоким качеством фарфора, большим разнообразием форм, выразительностью росписи и отвечала вкусам самых различных слоев населения.

Высокими художественными достоинствами отличается столовый сервиз этого завода с оригинальными -в виде квадратов, ромбов и треугольников- формам десертных тарелок. Нарядность и в то же время торжественность этому сервизу придает роспись золотом: гирлянды и венки из виноградных листьев, фигурные розетки на зеркале тарелок и широкая полоса волнистого стилизованного растительного орнамента по их борту и тулову бутылочных или рюмочных передач и соусников.

Искусство русского фарфора XIX века связано с деятельностью не только крупных, но и огромного количества мелких частных заводов, расположенных, в основном, в Гжельском керамическом районе, славившемся своими белыми глинами. Мастера этих предприятий создавали собственные формы посуды, разрабатывали приемы росписи. В коллекции представлены изделия заводов И. А. Иконникова, братьев Корниловых, В. И. Жадина, С. И. Масленникова, братьев Самсоновых, Марковых, Храпунова-Нового и других. Некоторые из них существовали одно-два десятилетия и представлены небольшим количеством предметов.

Насыщенностью украшений отличаются чашки-бокалы и блюдца завода П. И. и И. Квартальных (Фартальных), внешняя поверхность которых расписана архитектурными видами Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой лавры, а внутренняя почти полностью вызолочена. Лаконичное сочетание яркого фона и простых цветочных мотивов характерна для предметов чайного сервиза, расписанного в живописном заведении Я. Орлова.


Конец XIX—начало XX века было временем деятельности огромного фарфорового концерна М. С. Кузнецова, объединившего несколько крупнейших фарфорово-фаянсовых заводов. Постоянно совершенствовались технологические приемы. В 1900-х годах стали широко применять многоцветную печать – деколь, широкое распространение получила работа с аэрографом. Тем не менее, наряду с широким распространением механических способов украшения фарфоровой посуды сохранялись традиции ручной росписи.

В изделиях заводов Кузнецова нашли отражение многообразные традиции росписи, форм, набора предметов, накопленные почти за два века развития фарфора в России. В это время фарфор становится неотъемлемой частью быта как аристократических, так и широких демократических слоев населения. Кузнецовские заводы выпускали продукцию очень высокого качества, удовлетворяя, таким образом, самые различные вкусы.


Фарфоровая скульптура

Наряду с производством посуды неотъемлемой частью русского фарфора мелкая пластика, которую выпускали на многих заводах. Нередко в создании скульптуры из фарфора участвовали известные художники. Так, например, популярная «Водоноска» выполнялась по модели С. С. Пименова. Жанровая скульптура завода Гарднера создавалась на сюжеты народного быта, народных типов: «Собирание холста», «Жена ведёт пьяного мужа» и др.

В конце XIX — начале XX века на заводе Гарднера, а затем М. С. Кузнецова создавалась многофигурная серия «Народы России», созданная на императорском фарфоровом заводе по рисункам академика Н. Георги, отразившая разнообразие этнографического состава населения России. Скульптуры на крестьянские темы, а также многочисленная серия «Народы России» интересны с точки зрения этнографической достоверности.