Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Мелкая пластика XI-XVII вв.

Интересную часть древнего собрания составляют произведения мелкой пластики - миниатюрной рельефной резьбы по камню, дереву, кости, перламутру. Это главным образом различные предметы христианского культа – иконки, кресты, панагии, имевшие глубокое распространение с глубокой древности. Исполнявшиеся по индивидуальному заказу профессиональными городскими ремесленниками, эти вещи имели всегда особое значение для владельцев. Они понимались как своего рода обереги, призванные защитить человека от всевозможных бед, обезопасить его жизнь. Как правило, эти резные иконки и кресты украшались искусными драгоценными оправами. Наряду с живописными иконами, шитыми пеленами и покровами произведения мелкой пластики очень ценились и давались вкладами в монастыри. По своему содержанию изображения передают многообразие русской иконографии.Коллекция в основном составлена из произведений XIV-XVII вв., отдельные же ее экземпляры относятся к еще более древнему времени — XI—XIII вв.  

  Ценность коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника состоит в том, что это одно из самых полных собраний подобного рода в нашей стране, представленное лучшими образцами. Сохранившиеся монастырские документы позволяют не только точно датировать многие памятники, но и раскрыть историческую символику сюжетов, изображенных на них. Коллекция дает последовательное представление о развитии этого вида москов ского ремесла и знакомит с целым рядом интересных произведений, связанных с художественной культурой Рязани, Владимиро-Суздальской земли, Новгорода и Твери.



Историческую значимость отдельных предметов, а также принадлежность разным категориям лиц определяло место их хранения. Нагрудные кресты и иконы, как фамильные «святости», иногда имевшие изображения патрональных святых, подвешивались к окладам наиболее чтимых в монастыре икон. Особенно много таких привес было у икон с изображением Троицы и Сергия «с житием» в иконостасе Троицкого собора. Нагрудные иконы, кресты и панагии, принадлежавшие высшим духовным лицам монастыря, хранились в монастырской ризнице. В монастырской Казне находились вклады монастырских служек и слуг, Троицких старцев, приходских священников. Многие вещи, в том числе редкие образцы ранней платики, реквизированные Иваном Грозным у опальных князей и бояр, хранила так называемая «коробья новгородская».  

Древнейшую часть коллекции составляют каменные иконки XIII-XIV вв., выполненные из мягких пород сланцев, шифера, талька. Мелкая пластика этого времени, в которой сохранялись и домонгольские традиции, и отчетливо проявлялись особенности отдельных художественных школ, отличалась разностильностью. Очень характерен ограниченный, но часто встречающийся круг сюжетов, где изображались главным образом Богоматерь, Христос, Никола, Георгий, Никита.



Иконографии московской мелкой пластики XIV- XV вв. нашли отражение местно чтимые святые, наиболее популярные храмовые праздники, патрональные святые. Огромное распространение получили каменные иконки с резным изображением конного Георгия. Развитие культа этого святого в московских землях, возможно, связано с именем основателя Москвы - князя Юрия Долгорукого ставившего много церквей в честь своего святого патрона. В произведениях московского круга нередко на одной стороне изображается конный Георгий, а на другой – Николай Мирликийский, которого на Руси звали Никола. Такова одна из ранних московских шиферных иконок XIV в.



Рсцвет миниатюрной резьбы по дереву связан с творчеством Амвросия, жившего в Троице-Сергиевом монастыре во второй половине XV в. Искусство этого мастера по силе своей выразительности, глубине содержания и совершенству техники стоит в одном ряду с творениями лучших иконописцев. Впервые в это время в тонкой резной миниатюре из дерева появляются сложные многофигурные композиции. В 1456 г. по заказу игумена Троицкого монастыря Вассиана Амвросий выполнил трехстворчатую икону-складень из орехового дерева в золотой сканной оправе - ковчеге.



Амвросием в технике сквозной резьбы выполнены миниатюры, вставленные в прямоугольные ковчежцы на лицевой и оборотной стороне напрестольного креста из орехового дерева. На лицевой стороне помещены: Троица, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение; на обороте - Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Воскресение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богоматери, Явление Богоматери Сергию, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Много общего с работами Амвросия обнаруживает маленькая панагия, вырезанная из дуба и заключенная в серебряную золоченую сканную оправу.



28 костяных резных пластин конца XV столетия, входивших ранее в состав более древнего креста, украшают в настоящее время запрестольный крест XVII в. Они вставлены в золоченые киотцы, цвет которых просвечивает сквозь ажурные композиции миниатюр. Характер композиций, приемы резьбы свидетельствуют об участии в работе над ними нескольких мастеров. Возможно, Амвросием выполнены фигуры Христа в Распятии, ангелы в Троице, Богоматери и архангела Михаила из деисусного чина, Георгия Победоносца, Герасима со львом; Снятие с креста.



Изображения на других миниатюрах, хотя и выполнены мастерами-профессионалами, однако отличаются от первых. Среди них особенно интересны фигуры святых воинов Меркурия и Нестора. Заслуживает внимания иконографический состав композиций, помещенных на кресте. Здесь представлен иной, чем на напрестольном кресте, вариант Явления Богоматери Сергию: Богоматерь сопровождают два апостола, Сергий припал к ее ногам, в проеме кельи виден Михей.



Искусство резьбы по дереву и кости, доведенное Амвросием до совершенства, продолжало существовать в монастыре и в последующие века. Во второй половине XVI в. большое распространение получили сложные многофигурные повествовательные композиции. В основном они выполнялись по дереву и кости, изделий из камня было значительно меньше, чем в предыдущее столетие. В этот период расширяется иконография мелкой пластики. С другой стороны, на государственном уровне предписывалось следовать официально установленным канонам, что привело к определенной типизации. Характерными памятниками этого времени являются иконка "Преображение", вклад княгини Киликии ушатой (?) и двустворчатый складень с резными по кости композициями "О тебе радуется" и "Хвалите Господа". Архангел Михаил. Нагрудная иконка. Конец XV в.



Троицкий монастырь в XVI в. являлся своего рода мастерской, где в большом количестве изготовлялись нагрудные иконы, кресты и панагии. Произведения с резьбой по дереву и кости делали в большом количестве не только для монастырских духовных лиц, но и на продажу. В монастырских документах упоминаются имена мастеров: «Евсевий-крестечник», Петр – «серебряный мастер». Художественные приемы резьбы школы Амвросия носит нагрудная икона из дуба вклада Киликии Ушатой. Местными Троицкими резчиками исполнены два складня со сложными многофигурными композициями (один – с изображением Троицы, Явления Богоматери Сергию и Распятия вклада Троицкого старца Вассиана, другой – с изображением Распятия, Богоматери Знамения, Троицы, Сергия и Никона). Лучшие образцы мелкой пластики Троицких и московских мастеров копировались и при этом искажались провинциальными мастерами. Об этом свидетельствуют многочисленные произведения литья, имевшие хождение в северных и южных провинциях. С искусством украшения мелкой пластикой нагрудных икон, панагий и крестов в XVI в. было тесно связано искусство гравюры на металле.

   Произведений резной мелкой пластики XVII в. в коллекции музея сохранилось сравнительно немного. В этот период трудоемкие резные изделия вытесняются медным литьем, выполнявшимся иногда по древним формам. Вместе с тем, под влиянием новых вкусов нагрудные иконы, кресты и панагии из «святынь» превращались в собственно драгоценности декоративного характера. Значительное место в этот период отводится ювелирному обрамлению предметов. Оправы часто украшены пре¬восходной сканью, эмалями, чеканкой. Нередко нагрудные иконки, панагии, складни превращались в своеобразные драгоценности.