Мелкая пластика XI-XVII вв.
Церковная пластика малых форм составляет значительную часть средневекового собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. В настоящее время коллекция включает более ста шестидесяти произведений. Основная часть памятников датируется XIV–XVII веками, отдельные экземпляры относятся к XI—XIII векам. Подавляющее большинство предметов поступило в музей в 1920 году из ризницы Троице-Сергиевой лавры.
В эпоху средневековья нагрудные иконки, кресты, ковчеги-мощевики, двустворчатые панагии являлись предметами личного благочестия. Они не только свидетельствовали о религиозной принадлежности владельцев, но и играли роль своеобразных оберегов, призванных защитить человека от всевозможных бед.
Изготовлявшиеся по индивидуальным заказам профессиональными городскими или монастырскими ремесленниками из различных пород дерева, камня, кости, зачастую оправленные в золото и серебро, эти предметы всегда ценились. Их берегли, передавали по наследству, в качестве прикладов к почитаемым иконам давали в церкви и обители.
Значимость коллекции средневековой церковной пластики малых форм Сергиево-Посадского музея-заповедника заключается в ее разнообразии и полноте. Коллекция дает представление о развитии этого вида ремесла в московском регионе и знакомит с целым рядом интересных произведений, связанных с художественной культурой Рязани, Владимиро-Суздальской земли, Новгорода и Твери.
Наличие монастырских документов позволяет связать многие произведения с конкретными историческими лицами, и, соответственно, достоверно датировать памятники.
Нагрудные иконки XIII–XIV веков преимущественно выполнены из мягких сланцевых пород. В сюжетах и образах, характере обработки камня отчетливо проявлены особенности региональных художественных школ.
Несколько произведений второй половины XV века, изготовленных в технике миниатюрной резьбы по дереву, специалисты связывают с творчеством инока Троице-Сергиева монастыря Амвросия. Имя мастера сохранилось только на трехчастном складне, выполненным им «повелением» игумена обители Вассиана (Рыло) в 1456 году.
Крест из палисандрового дерева, на лицевой и оборотной сторонах которого расположены вставленные в прямоугольные ковчежцы сложные многофигурные композиции, а также маленькая двустворчатая панагия с вырезанными на дубе изображениями Распятия, Святой Троицы и Богоматери «Воплощение» приписываются мастеру-иноку предположительно.
Также на основе стилистического сходства с эталонным памятником работой Амвросия считаются несколько миниатюр, вырезанных на кости и входящих в настоящее время в состав запрестольного креста XVII века.
В дальнейшем искусство пластики малых форм развивалось в сторону усложнения композиций, их детальной проработки.
Характерными памятниками второй половины XVI века являются икона с изображением на лицевой стороне сцены «Преображение» и двустворчатый нагрудный складень с композициями «О тебе радуется» и «Хвалите Господа с небес», максимально насыщенными изображениями людей, животных, архитектурных и природных элементов, надписями.
Резьба по драгоценным и полудрагоценным камням представлена в собрании Сергиево-Посадского музея небольшим количеством произведений. В основном, это работы иностранных мастеров.
На панагии начала XVII века, приложенной к иконе «Святая Троица» письма Андрея Рублева сыном царя Бориса Годунова царевичем Федором, находится сапфирин с резным изображением Спасителя. Камея принадлежит византийской культуре и датируется XI веком.
Овальная камея из зеленого халцедона с высокорельефным изображением Богоматери «Живоносный источник» одновременна панагии, которую она украшает. Предположительно, и камея, и панагия созданы в мастерских Московского Кремля в период царствования Бориса Годунова, на рубеже XVI–XVII веков.