Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Хохломская и городецкая роспись

Музейное собрание Хохломы и Городца весьма обширно, его можно отнести к одному из самых крупных. В целом оно насчитывает более тысячи экспонатов, выполненных из дерева, и около четырех тысяч образцов хохломской и городецкой росписи на бумаге, стекле и фарфоре.  

03-vremya.jpg

Панно «Время», Староверова Е.Н., 1997 г.

Дерево – один из самых распространенных материалов в России. Особые стилевые традиции его художественной обработки сложились в различных регионах страны, в том числе и в Нижегородской области, где находятся широко известные промыслы росписи по дереву – Хохлома и Городец. Эти старейшие центры традиционной народной культуры расположены в северной части Нижегородского Заволжья, всего в нескольких десятках километров один от другого, тем не менее, их художественные системы самобытны и не похожи друг на друга.

Хохломской промысел знаменит деревянной посудой, которая с давних пор обращает на себя внимание красотой и лаконичностью форм, разнообразием растительных узоров и строгой торжественностью колорита, основанного на сочетании красного, черного и золотистого цвета. Необычность окраски, имитирующей дорогие металлические сосуды, достигается оригинальным способом, который вот уже несколько столетий сохраняется в своей основе. Деревянную посуду грунтуют глиняным раствором, пропитывают льняным маслом, натирают порошком серебристого цвета (сейчас это порошок алюминия, в прошлом – олова), затем расписывают и лакируют. После этого проходит закалка в печи при высокой температуре. Лак приобретает прочность и красивую янтарную окраску, а просвечивающийся сквозь него серебристый фон становится похожим на золото.  

Городецкие мастера, в отличие от хохломских, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки. Украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов. Художественный язык этого искусства основан на необычности образов, яркой многоцветности колорита и виртуозной технике, важное место в городецкой росписи занимают жанровые сюжеты.

 



Хохломской промысел более ранний по своему происхождению. Легкие деревянные чаши, братины, солоницы, расписанные растительными узорами по золотому фону, привлекали внимание уже в XVIII столетии, а в XIX они приобрели известность не только в России, но и за рубежом.

К сожалению, деревянная посуда не долговечна, и до наших дней сохранились лишь немногочисленные образцы, которые можно отнести к XIX веку. В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывается лишь 12 таких предметов. В своем большинстве это простые по форме и росписи чашки, поставки, солоницы, более сложной росписью выделяются два совка для муки, вероятно, выполненные на заказ, и датируемые 1879 г.

 


Совки для муки. 1879

Большую часть музейной коллекции хохломской росписи составляют произведения 1930–х годов. В это время мастера объединялись в кооперативные товарищества кустарей. Артели, образованные в старинных деревнях и селах, расположенных по верхнему течению реки Узола – Новопокровское, Семино, Хрящи и др., выпускали посуду традиционных форм с виртуозными травными узорами и мебель. Артель «Экспорт», организованная в те годы в г. Семенове, специализировалась на выпуске более сложных по форме и росписи изделий – ваз, ковшей, большая часть которых предназначалась для продажи заграницей. В собрании музея хранятся работы крупнейших мастеров того времени, чьи имена вошли в историю промысла: А. Серова, Ф. и С. Красильниковых, И. Бедина, И. Тюкалова, А. Подогова, С. Юзикова и других.


1930-е годы для Хохломы, как и для многих центров традиционной народной культуры – время поиска и эксперимента. Мастера промысла тогда впервые начали работать над созданием не только утилитарных вещей, но и уникальных произведений, изначально предназначенных для экспонирования на выставках или украшения общественных помещений. В эти годы проводились работы по использованию традиционных хохломских орнаментов в росписи изделий из фарфора, стекла, декорирования тканей. Интересными были и поиски в области разработки новых орнаментальных решений.

Среди экспонатов тех лет – образцы мебели с непривычной для «хохломы» росписью по белым и серебристым фонам. Это комплект для рукоделия (стол со стульями, автор А.Г. Подогов) и ширма, выполненная хохломскими мастерами в экспериментальных мастерских Музея народных художественных промыслов, работавшего в конце 1930-х годов сначала в Москве, затем в Загорске.


Начиная с 1950-х годов, основной выпуск изделий с хохломской росписью сосредоточен в с. Семино Ковернинского р-на (предприятие «Хохломской художник») и в г. Семенове (предприятие «Хохломская роспись»). Уникальные произведения, выполненные для разнообразных всероссийских и зональных выставок ведущими художниками этих предприятий О.Н. Веселовой, Н.И. Ивановой, О.П. Лушиной, Н.П. Сальниковой, В.К. Швецовой и др., составили основу музейного собрания Хохломы второй половины XX – начала XXI в.


Городецкая коллекция музея, как и хохломская, весьма обширна. Она отличается редкой полнотой и позволяет проследить основные этапы развития этого центра со времени его становления до сегодняшнего дня.

Городецкий промысел начал формироваться в конце XVIII века. Крестьяне ряда небольших деревень, расположенных неподалеку от крупного торгового села Городца, делали на продажу донца для прялок. На них женщины сидели во время работы, укрепив в специальном отверстии высокий гребень с льняной или шерстяной куделью. Донце было не только подарком женщине, но и предметом, который использовался в различных обрядах, поэтому его непременно старались сделать красивым, а после работы размещали на стене дома.

В декорации донец использовали очень редкий в русском народном искусстве прием инкрустации кусочками темного мореного дуба. К 1870–м годам от резьбы с инкрустацией перешли к росписи, быстрыми живописными мазками изображали пышные «розаны», всадников, сцены чаепитий и гуляний. К 1920-м годам необходимость в донцах отпала, и свои живописные навыки городецкие мастера стали широко использовать в украшении других предметов: коробочек, ларцов, декоративных панно, игрушек.

Музейная коллекция включает целый ряд произведений, признанных «классическими» образцами городецкого искусства. Среди них редкие подписные донца Антона Мельникова (1860 г.) и Гавриила Полякова (1881 г.), выполненные в конце 1930-х годов, – панно Игнатия Мазина «Мазин на охоте» и «Жизнь Мазина

17-mazin.jpg

Мазин И.А. Панно «Мазин на охоте». 1937 г.

18-mazin2.jpg

Мазин И.А. Панно «Жизнь Мазина». 1937 г.

К уникальным произведениям промысла можно отнести работу И.К.Лебедева и Д.И. Крюкова, ширму «Градоначальники города Глупова», созданную по мотивам повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова».


Ширма «Градоначальники города Глупова». 1938 г.


Музей хранит значительную коллекцию рисунков с образцами городецких орнаментов, значительная часть которых была выполнена А.Е. Коноваловым – известным городецким мастером, возглавившим работу по возрождению промысла в послевоенное время. До середины 1980-х годов А.Е. Коновалов оставался творческим руководителем предприятия «Городецкая роспись», в рамках которого промысел развивался во второй половине XX века.

В музейной коллекции представлены произведения всех ведущих художников промысла этого времени: Л.А. Кубаткиной, Ф.Н. Касатовой, Л.Ф. Беспаловой, В.А. Чертковой, Е.Н. Староверовой и др. Большой интерес представляет серия произведений на тему «Сергиев Посад», которая была выполнена мастерами промысла в середине 1990-х годов по заказу музея.


Заведующая сектором «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Толстухина Наталья Владимировна.