Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Мелкая пластика XVIII-начала XX в.

Собрание церковной пластики малых форм XVIII – начала XX в. является органичным продолжением коллекции средневекового периода. Однако в отличие от древней части это собрание не является исторически сложившимся комплексом, его создание – итог многолетней собирательской деятельности музея. В эпоху Нового времени объемные изображения не единожды переживали официальные запреты Святейшего Синода. 12 апреля 1722 г. вышел указ императора Петра I, предписывавший в церквях «кроме малых крестов и панагий, искусной резьбой деланных, отнюдь никаких резных и отливных икон не держать». В ноябре 1832 г. император Николай I подписал новое по-становление о запрещении статуй в храмах. Указам не противоречили запрестольные деревянные кресты с резными изображениями, символически уподоблявшиеся кресту Распятия. Такой крест был установлен, например, в 1836 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. По сложности программы и уровню исполнения он может быть отнесен к лучшим образцам пластики малых форм XIX в.

Мелкие изделия из кости, перламутра, различных пород дерева и камня в XVIII – начале XX в. – это преимущественно евлогии, предметы, призванные напоминать христианину о посещении им святых мест. Массово изготовляемые, рассчитанные на паломников самого разного благосостояния, они, в большинстве случаев, не имеют особой материальной или художественной ценности. Хранились эти овеществленные свидетельства дальних странствий в божницах рядом с образами, передавались из поколения в поколение. На многих сохранились надписи типа: «Благословение от Гроба Господня на молитвенную и добрую память…».

  В собрании Сергиево-Посадского музея - заповедника хранятся резные образа и кресты, «представляющие» многие значимые для русского человека центры православия: Палестину, Афон, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, Соловецкий монастырь, Нилову пустынь. Крупнейшие центры как паломничества, так и сувенирного ремесла Палестины – это Иерусалим и Вифлеем. Именно из этих городов происходит большинство эффектных перламутровых иконок и крестов, находящихся в собрании музея. С Вифлеемом связана группу икон с изображением сцен Поклонения пастухов, Поклонения волхвов и Рождества Христова. Иерусалимской разработкой сюжета является изображение парящего Христа на фоне храма Вознесения, то есть соединение события и памятника, возведенного в его честь. 


Наиболее интересными экземплярами коллекции представляются: панагия с вырезанными на коралле образам Спасителя в терновом венце и Богоматери в молении, наперсный крест и панагия, изготовленные полностью из перламутра специально для служения митрополита Московского Филарета (Дроздова) в Гефсиманском Успенском скиту, деревянный ажурной резьбы молебный крест конца XVIII в., принадлежавший митрополиту Московскому Платону (Левшину). Из Святой земли привезен также образок Иоанна Крестителя, выполненный достаточно примитивно в технике рельефной резьбы на спиле дерева.

  Изделия афонских мастеров, отличавшиеся виртуозной миниатюрной резьбой с едва различимыми невооруженным глазом священными изображениями, высоко ценились во всем православном мире. В собрании музея хранится несколько панагий, крестов с греческими надписями. Одна из двусторонних иконок, предположительно, была подарена митрополиту Московскому Филарету (Дроздову).


«Если Вы не можете собраться в Иерусалим, то милости просим к нам, в русский Святой Град!» – написал в 1869 г. А.Н. Муравьев из Киева епископу Дмитровскому Леониду (Краснопевкову). Многочисленные и разнообразные евлогии Киево-Печерской лавры «знакомили» паломников с широким кругом святых и святынь Киева. На крестах и разного размера иконках присутствуют изображения основателей Лавры - преподобных Антония и Феодосия Печерских, святой Варвары, архангела Михаила; почитаемых икон –Богоматери Печерской, Успения.



В Троице-Сергиевой лавре благословлять паломников резными на кипарисе образками, крестами, складнями начали с конца 20-х годов XIX в. Поставщиками этой продукции в основном были жители окрестных селений, наибольшую известность среди них получили Цирюльниковы и Хрустачёвы. Самыми популярными изображениями были образы преподобного Сергия и Никона Радонежских, сцена Посещения Богоматери преподобного Сергия Радонежского. К началу XX в. сюжетный ассортимент существенно расширился. В коллекции музея есть иконки с изображением Богоматери Иверской, Ангела–Хранителя, преподобного Иоасафа Белгородского и т.п. Особую ценность имеют вещи с памятными надписями. Так текст на одной из иконок сообщает, что цена ей 1 рубль, а купил образ «в Троицкой Сергиевской Лавре в 1869 году 7 го сентября. Воскресение. Е. Яков».

К сожалению, в собрании музея отсутствуют деревянные вещи с автографами ремесленников. Тому или иному мастеру изделия приписываются предположительно. Но, тем не менее, с большой долей уверенности можно считать, что в музейной коллекции присутствую работы самого известного резчика Сергиева Посада Ивана Семеновича Хрустачёва и его сыновей - Константина и Владимира. С именем И. А. Цирюльникова связывается вырезанное на кипарисе изображение Распятия с предстоящими («Голгофа»), помещенное под стеклянный колпак. Если Палестина, Афон, Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры представлены в собрании музея группами достаточно разнообразных произведений, то изделие Соловецкой обители всего одно, а скульптурных фигур Нила Столобенского несколько, но все они однотипные. Производство таких фигур было развито в окрестностях Ниловой пустыни.



Уникальными произведениями своего времени является икона «Троица» и складень «Преподобный Сергий Радонежский со сценами жития», вырезанные на слоновой кости послушником Троице-Сергиевой лавры Иваном Ильиным (монахом Ионой) в 1866 гг. Это редкие примеры заказных пластических изделий малых форм. Складень в 1867 г. был послан в Париж на Всемирную выставку и возвращен «с почетным отзывом».



Коллекция церковной пластики малых форм XVIII – начала XX в. Сергиево-Посадского музея-заповедника наряду с памятными предметами включает и произведения «утилитарного» назначения, прежде всего различные кресты и наперсные панагии. Накладками из дерева, перламутра, кости с рельефными священными изображениями украшены некоторые Евангелия, литургическая утварь. Большинство этих изделий неповторимы, многие дополнены драгоценными оправами и вставками. Практически все они являются работами лучших русских мастеров.

Г.П. Черкашина