Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Деревянная игрушка XX в.

В собрании СПГИХМЗ деревянная игрушка представлена несколькими промысловыми центрами, они сосредоточены в Московской (г. Сергиев Посад и с. Богородское) и Нижегородской областях ( г. Городец, г. Семенов, д. Федосеево, с. Полховский Майдан).

Значительное место в музейной коллекции занимают произведения народных художников сергиевопосадского края. На творчество и деятельность этих мастеров оказывал влияние знаменитый Троице-Сергиев монастырь: сложившиеся здесь художественные традиции и приток многочисленных паломников способствовали развитию в самом Сергиевом Посаде и его окрестностях нескольких тесно связанных друг с другом деревообрабатывающих и игрушечных промыслов.

  В начале ХIX века Сергиевский Посад уже являлся признанной «столицей игрушечного царства». Местный базар поражал покупателей многообразием товара: точеные яйца, погремушки, грибки, тележки столярной работы, а также деревянные резные и расписные «куклы» - фигуры «Гусара», «Барыни», «Кормилицы», «Щеголя» и других персонажей. Самой популярной, начиная с 1860-х годов, была наборная игрушка «Троице-Сергиева лавра». Она представляла собой деревянный ящик, в который укладывались легко узнаваемые образцы монастырских построек, к набору прилагался план Лавры.  



  С середины ХIX века наибольшее распространение получают недорогие игрушки из папье-маше и мастики с незатейливым движением, звуковым сопровождением (писком) и деталями из ткани, перьев, стекляруса и других материалов. Для их производства использовали специальные деревянные – «Болвашки». Модели проклеивались несколькими слоями бумаги, высушивались, затем разрезались на две части, которые склеивали между собой, грунтовали и расписывали. В собрании музея хранится небольшая коллекция игрушек кон. ХIX –нач.ХХ века, выполненных мастерами Сергиевского Посада, среди них куклы «Барыни» и «Гусары», игрушки из папье -маше и «Болвашки», наборная игрушка «Троице-Сергиева лавра». Большой интерес представляют пасхальные яйца, елочные украшения, миниатюрные коробочки-шкатулки.

В 1891 году в Сергиевском Посаде была открыта учебная игрушечная мастерская под руководством В.И.Боруцкого. Работу мастерской курировал Торгово-промышленный музей кустарных изделий (далее Кустарный музей). Благодаря стараниям земства в городе зародились новые промыслы художественной обработки дерева: столярно-резной, выжигания и росписи по дереву, производство кукол в историко-этнографических костюмах, а также изготовление матрешек.

В Сергиевском Посаде матрешка появилась в 1904 году, земские мастерские выкупили ассортимент образцов игрушек московской мастерской А.И.Мамонтова, которая работала при магазине «Детское воспитание». Быстрое признание матрешки в России и за рубежом обеспечило ей приоритетное место в промысловом товаре Сергиевского Посада. Благодаря усилиям мастеров довольно быстро появилось большое количество вариантов матрешки. В тематике росписи преобладал «русский стиль». Матрешки воплощались в образы крестьянок, бояр, былинных героев, исторических и литературных персонажей, иногда их форма использовалась для иллюстрации сказок.


В собрании музея представлены редкие образцы матрешек, выполненные в учебной игрушечной мастерской Московского губернского земства. Среди которых матрешки «Писец», «Дед», «Царевна-лебедь» и др. Большой интерес представляют работы Н.Д.Бартрама. В музее хранится серия матрешек, выполненных к 100-летнему юбилею Н.В.Гоголя,- «Тарас Бульба», «Запорожцы» и др. Для творческого почерка художника было характерно использование в декоративной росписи матрешек приемов станкового искусства.

В 1900-е годы росписью матрешек занимались местные иконописцы. В собрании музея представлены матрешки, изготовленные в мастерской Д.Пичугина, потомственного иконописца Троице-Сергиевой лавры. Среди них такие как «Боярин», «Боярыня». Матрешки одеты в стилизованные многослойные костюмы «допетровской Руси» - длиннополые шубы, отороченные мехом, кафтаны, летники, высокие шапки.


Во второй половине 1920-1930-х годов в результате коллективных творческих исканий окончательно сложился образ массовой промысловой матрешки, ее подчеркнуто декоративный характер стал своего рода формой выражения представлений о национальной красоте, гармонии бытия – широколицая, румяная, улыбающаяся женщина, подчеркнуто округлых форм, наряженная в праздничный костюм и узорный платок.

Особый интерес представляет серия матрешек и кукольных головок, выполненных В.И.Соколовым (художник, разработчик образцов игрушек, заведующий художественно-столярной мастерской мастерской) и разработанная им по заказу местного филиала Ассоциации художников революционной России (1925-1930). Значительная часть работ художника имела сатирическую антирелигиозную направленность, что отвечало запросам социально-политической жизни молодой советской страны.


В 1947 оду в Загорске была открыта фабрика «Деревянная игрушка» (с 1959 года «Фабрика игрушек и культтоваров»), ее главной задачей являлось объединение мастеров-«надомников», из семей потомственных игрушечников, сохранивших уникальный опыт, навыки мастерства. В музее представлены уникальные токарные произведения этих мастеров – кукольная посуда, детские песочные наборы, пирамидки, грибки, бирюльки. В состав коллекции музея вошли также матрешки, изготовленные в Загорских художественно-производственных мастерских в 1960-1980-е годы.


С сергиевопосадским игрушечным промыслом неразрывно связано производство игрушек в с. Богородское. Музейная коллекция богородской резной пластики одна из наиболее полных в стране. Она включает игрушки, скульптуры, скульптурные композиции и насчитывает около четырех тысяч экспонатов. В начале ХIX века в Богородском изготавливали игрушки «самой грубой, несовершенной конструкции», которые как правило окрашивались в Сергиевском Посаде. Постепенно в Богородском сложился самостоятельный художественный стиль.

Резьба выполняется быстро «с маху», крупными и мелкими порезками. Для усиления эмоциональной выразительности образов, их занимательности часто делают отдельные детали фигур подвижными, укрепляя их на пружинке, используя нехитрые способы с применением кнопок, раздвижных планок и баланса. Острой наблюдательностью, виртуозностью исполнения отмечены игрушки-скульптуры, посвященные крестьянскому быту и важным событиям современности. Так, военные победы русской армии в ХIX столетии принесли в богородскую пластику образы военных в различных мундирах, наборы солдатиков, всадников, сцены, посвященные эпизодам русско-турецкой компании.

Благодаря земству большое распространение на промысле получили заграничные образцы игрушек с движением, которые были удачно адаптированы местными резчиками: знаменитые «кузнецы», «куры на кругу», «медведи-дергуны», разводы» «пастух со своим стадом» и «солдаты» (игрушки на раздвижных планках). Перед Первой мировой войной ведущие резчики объединились в Кустарную игрушечно-резную артель, которая в 1923 году возобновила свою работу под названием «Богородский резчик». В 1930-е годы богородская пластика обогащается жанровыми сюжетами иллюстративно-повествовательного характера, например, игрушка-развод В.Т.Полинов «Хозяйство» или выполненными по мотивам сказок – А.Ф. Балаев «Заюшкина избушка» Г.М.Шишкин «Серенький козлик».

Качественный новый виток в развитии промысла наступает в 1960-1970-е годы в связи с оживлением общественного интереса к историческому прошлому страны, народной культуре. Мастера целенаправленно обращаются к приемам традиционной богородской резьбы в ее жанровых разновидностях, опираясь в своих поисках на сюжеты и образы русской истории и фольклора. Эти традиции сохраняются и в настоящее время.

В музее представлены работы, выполненные на предприятиях ЗАО «Богородский резчик» (2002). Ярко проявились индивидуальные творческие дарования художников С.А.Паутова, М.Я.Дворникова, И.М. Польского и др.


В музейном собрании хранится коллекция деревянных игрушек Нижегородской области, производство которых было сосредоточено в Городецком, Семеновском и Вознесенском районах. «Топорная» - рубленная топором игрушка с большим мастерством расписывалась в Городецком районе. В начале ХХ века излюбленным персонажем был конь. Как правило, он украшался свободной кистевой росписью по красному, желтому, лиловому или черному фону. Подобные произведения, выполненные Е.С.Игнатьевым, хранятся в музее.

Яркой самобытностью отличаются работы, выполненные в 1930- е годы городецким мастером И.А.Мазиным. Живописный талант художника проявился в росписи панно, детской мебели, токарных изделий и кукол. Куклы, выполненные им, воплотили в себя многообразие живых и непосредственных образов в виде заботливых нянек в платьях с передниками, строгих купцов-староверов, пионеров с транспарантами и буденовцев на лихих конях, а также петухов, гусей, собак, кошек. Все они, как правило, несут яркую эмоциональную окраску: веселые, задумчивые, грустные. Подобные куклы решались как своеобразные скульптуры, в которых объем обобщенно намечался сзади, а передняя сторона оставалась плоской.



Своеобразна роспись «топорной» игрушки Семеновского района. Федосеевские меленки, двухпалубные пароходы, каталки, качели, окрашивались в типичный канареечный цвет и украшались контурным растительным узором с зелеными листочками, лиловыми и красными ягодками, алыми цветами. Игрушки, изготовленные в селе Полховский Майдан, отличаются контрастными по цвету красками: малиновыми, зелеными, синими, красными. В музее хранятся игрушки и матрешки изготовлены в Мериновской артели и в артели «Семеновский кооператор» в 1950-е годы.