Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Чукотское искусство резьбы по кости

В 1960-70-е гг. успешно работали Ако, Вера Эмкуль и Туккай. Творчество Веры Эмкуль, талантливой художницы-гравера, наследует глубокие традиции чукотской и эскимосской гравировки на кости, вместе с тем развивает это искусство, вносит в него новые черты. В музее творчество Эмкуль представлено работами на сказочные темы. Это - «Келе и птичка», «Сын медведя», «Собачий бунт», «Сказка» и другие. Представляют интерес работы Тукая.

Искусство резьбы и гравировки по кости у чукчей и эскимосов - одна из областей материальной и духовной культуры общества, сохранявшего до недавнего времени свои архаические черты. Оно возникло в глубокой древности и прошло длительный и сложный путь развития. Чукотское и эскимосское собрание Сергиево-Посадского музея в настоящее время насчитывает около 1500 предметов. Девяносто процентов от общего числа составляет наиболее интересная его часть - произведения 1920-х - первой половины 1930-х годов Она входила ранее в коллекцию МНХР и была собрана на Чукотке Интегралцентром в начале 1930-х годов, и выявляет многогранность искусства чукчей и эскимосов.  


  В коллекции музея эти произведения представлены не только круглой скульптурой, рельефной резьбой и гравировкой по кости, но и вышивкой, рисунком мастеров промысла, детским рисунком. Художественный косторезный промысел чукчей и эскимосов 1920-х годов в значительной степени наследовал традиции культуры конца XIX - начала XX века, когда в результате развития на Чукотке торговли с американскими и европейскими купцами, китобоями появляется много предметов сувенирного характера, предназначавшихся для сбыта.  




Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными изображениями на них. К 1920-м годам сюжетная гравировка на моржовых клыках прошла определенный путь развития. В целом произведения 1920-х годов выполнены с сохранением традиционных художественных приемов и стилистических особенностей резьбы и гравировки по кости чукчей и эскимосов более раннего времени, со все большим нарастанием в них повествовательности, усложненности композиции и декоративности.

Пенал для бритвы (1920-е гг.) изготовлен из моржового клыка На нем схематично изображены лица. Интересен нож для бумаги (1920-е гг.) с гравированным на лезвии стадом моржей.

В отличие от искусства 1920-х годов, развивавшегося в русле традиций конца XIX - начала XX столетия, 1930-е годы дали значительные качественные изменения в художественном косторезном промысле, обусловленные становлением новых форм жизни и культуры на Чукотке. В 1931 году в Уэлене была создана стационарная косторезная мастерская, ставшая центром развития чукотского и эскимосского искусства.  

Основными героями произведений продолжают оставаться животные. Отражение в искусстве реального мира в сочетании с фантазией сказок и мифов придавало произведениям особую поэтичность и выразительность. В изображениях медведей, зайцев, песцов, пеликенов - подчеркнутая статичность, усиленная как бы рубленым силуэтом со срезанными боковыми плоскостями.


Собрание произведений чукотского и эскимосского искусства Сергиево-Посадского музея имеет счастливую особенность - в нем широко представлен рисунок мастеров промысла 1933-1936 годов. Это ценнейший материал для изучения сюжетной гравировки. Рисунок позволяет определить творческую индивидуальность художников, проследить, как новые тенденции воспринимались и находили отражение в творчестве Кейнитегына, Вуквола, Онно, Ренвиля, Мынора и других мастеров молодого поколения, сосредоточившихся в Уэлене. Мастера Дежнева - Рошилин, Ичель, Лейвун в своем творчестве были более традиционны.

Рошилин - художник, отличающийся своей яркой индивидуальностью. Его гравировка на кости и карандашные рисунки отмечены острой наблюдательностью, большим разнообразием сюжетов, характерных только для его творчества. Рошилин кочевал в тундре и до своих занятий косторезным делом, и будучи признанным мастером. Рисунок Рошилина профильный, плоскостной, контур лаконичный, изображения разномасштабны, разбросаны, каждая из сцен имеет композиционную завершённость


Ичель - один из старейших мастеров промысла. Для Ичеля характерен крупный плоскостной рисунок, в основном, профильный, покрывающий всю поверхность клыка. Разнообразна техника гравировки: волнистой зигзагообразной линией мастер изображает оленей, моржей, яранги, вельботы; параллельными полосками, расположенными по вертикали или в клетку, украшает одежду человека, точечной гравировкой тонируются фигуры.

Лейвун происходит из семьи известных косторезов из селения Дежнева. В 1930-х годах, видимо, несколько позже других работ, Лейвуном был выполнен клык с изображением оленьей упряжки на одной стороне и селения Дежнева на другой.

  Вуквол происходит из семьи потомственных косторезов. Известно несколько работ Вуквола на тему танца, праздника. В коллекции также представлены работы, выполненные Вукволом совместно с другими мастерами резьбы по кости. Произведения Вуквола, представленные в музее, дают возможность охарактеризовать его как одного из крупных талантливых чукотских художников.

Онно, как и Вуквол, один из мастеров молодого поколения, легко воспринявший новые тенденции, пришедшие в чукотско-эскимосский промысел в 1930-е годы. Онно - мастер гравированного рисунка на кости. Чаще всего он изображает различные виды охоты. Гравированный клык (1930-е гг.) прекрасно иллюстрирует достижения в гравюре ведущих мастеров промысла. Он создан четырьмя художниками, каждый из которых выступает самостоятельно и дает свой, не связанный с другими рисунок.  

Кейнитегын резьбой по кости начал заниматься в 1930-е годы. Исследователи чукотского и эскимосского искусства знают его как резчика, автора выразительных скульптур оленей. Кейнитегын был, кроме того, замечательным гравером и рисовальщиком. Об этом ярко свидетельствуют гравированный клык его работы и серия рисунков. По силе изображения этих животных среди художников 1930-х годов равного Кейнитегыну нет.

Имеющиеся в коллекции музея изделия 1940 - 1970-х годов выполнены ведущими мастерами промысла Вуквутагиным, Онно, Хухутаном, Кейнитегыном, Хотхыргином, Туккаем, Ако, Эмкуль, Хуватом, Тынатваль, Янку. Они ярко представляют искусство этих лет. В этот период обогащаются художественно-технические приемы, разнообразнее становятся цветовые сочетания. Скульптура 1940-х годов свидетельствует о сохранении профильности построения, об использовании клыка как подставки для размещения на ней фигур, о нарастании детализации.

Произведения 1950-х годов отличаются усилением реалистических черт. В эти годы появляются скульптурные группы сложного композиционного решения, выполненные из единого куска кости. Вуквутагин начал заниматься резьбой по кости в 1930-е годы. В скульптурной композиции „Собачья упряжка" (1945 г.) даны реальные образы животных и людей.


  Одним из немногих талантливых художников, в одинаковой степени владеющих гравировкой, объемной и плоскорельефной резьбой, был Хухутан. Для творчества Хухутана характерны декоративные ножи со скульптурной рукоятью и гравированными ножнами.


В 1960-70-е гг. успешно работали Ако, Вера Эмкуль и Туккай. Творчество Веры Эмкуль, талантливой художницы-гравера, наследует глубокие традиции чукотской и эскимосской гравировки на кости, вместе с тем развивает это искусство, вносит в него новые черты. В музее творчество Эмкуль представлено работами на сказочные темы. Это - «Келе и птичка», «Сын медведя», «Собачий бунт», «Сказка» и другие. Представляют интерес работы Тукая.

Чукотское и эскимосское искусство цельно и поэтично, у него глубокие традиции. Отбирая и закрепляя лучшие из них, современное искусство чукчей и эскимосов развивается, приобщая новое поколение мастеров к многовековой культуре.