Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Чукотское искусство резьбы по кости

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится уникальная коллекция чукотского и эскимосского искусства периода конца XIX – 70-х годов XX в., которая насчитывает около 1500 предметов. Основу этого собрания составляют произведения 1920-1930-х годов, собранные на Чукотке в начале 1930-х годов. В коллекции отражено чукотское и эскимосское искусство резьбы и гравировки по кости, рисунки мастеров-косторезов, ритуальные маски, вырезанные из бумаги, детские рисунки, а также работы вышивальщиц

Искусство резьбы и гравировки по кости у чукчей и эскимосов – одна из областей материальной и духовной культуры общества, сохранившего свои архаические черты. Оно возникло в глубокой древности и прошло длительный и сложный путь развития. Мировоззрение чукчей и эскимосов сохранилось вплоть до нашего времени; в их искусстве причудливо переплетается реальность с миром фантазии, придавая ему поэтическую цельность и яркое своеобразие.

Изделия конца XIX в., входящие в коллекцию Сергиево-Посадского музея-заповедника, представляют собой маленькие фигурки моржей, собак, тюленей, птиц и людей. Они выполняли роль амулета и использовались на праздниках. Для начала XX века характерно появление моржовых клыков с гравированными изображениями на них.

Самую многочисленную и интересную часть собрания составляют произведения 1920-1930-х годов. Они являются основной ценностью коллекции и представлены многогранно: круглой скульптурой, рельефной резьбой и гравировкой по кости.

Художественный косторезный промысел чукчей и эскимосов 1920-х годов в значительной степени унаследовал традиции культуры конца XIX - начала XX века. В это время появляется много предметов сувенирного характера, предназначенных для сбыта американцам и европейцам, торговавшим на Чукотке.


В целом произведения 1920-х годов выполнены с сохранением традиционных художественных приемов и стилистических особенностей резьбы и гравировки по кости чукчей и эскимосов более раннего времени, со все большим нарастанием в них повествовательности, усложненности композиции и декоративности. Пенал для бритвы (1920-е годы) изготовлен из моржового клыка в виде сплюснутого с двух сторон цилиндра, с гравированным изображением масок. Интересен нож для бумаги (1920-е годы) с выгравированными моржами на лезвии.

В отличие от искусства 1920-х годов, развивавшегося в русле традиций конца XIX - начала XX столетия, 1930-е годы дали значительные качественные изменения в художественном косторезном промысле, обусловленные становлением новых форм жизни и культуры на Чукотке. В 1931 году в Уэлене была создана стационарная косторезная мастерская, ставшая центром развития чукотского и эскимосского искусства.

Основными героями произведений продолжают оставаться животные. Отражение в искусстве реального мира в сочетании с фантазией сказок и мифов придавало произведениям особую поэтичность и выразительность. Для подчеркивания характерности тех или иных животных мастерами применялись различные художественные средства. В изображениях медведей, зайцев, песцов, пеликенов - подчеркнутая статичность, усиленная как бы рубленым силуэтом со срезанными боковыми плоскостями. У морских животных – плавно обтекаемые веретенообразные туловища. Типично совмещение в одной скульптуре, выполненной из единого куска кости, нескольких изображений, например, медведь и пеликен, прислоненные друг к другу спинами, над ними лежащий песец. Подобные скульптуры выражали древнюю идею перехода одного образа животного в другой и, вероятно, несли в себе магико-религиозный смысл.


Первая половина 1930-х годов – время бурного развития сюжетной гравировки на клыках: поверхность клыка используется более полно, на ней развертываются сложные повествовательные композиции, больше внимания уделяется реалистической трактовке окружающего мира. Мастера начинают применять новые графические приемы – постепенно заменяют плоскостные изображения животных объемными, показывают их в разнообразных ракурсах..В Уэленской косторезной мастерской в эти годы была выработана новая тематика, основанная на чукотском и эскимосском фольклоре, исторических преданиях, на активном отношении мастеров промысла к событиям жизни современной Чукотки. В коллекции Сергиево-Посадского музея представлены рисунки и изделия мастеров промысла 1930–х годов, которые позволяют определить творческую индивидуальность художников, проследить, как новые тенденции воспринимались ими и находили отражение в творчестве.

Рошилин - художник, отличающийся своей яркой индивидуальностью. Его гравировка на кости и карандашные рисунки отмечены острой наблюдательностью, большим разнообразием сюжетов, характерных только для его творчества. Рошилин кочевал в тундре и до своих занятий косторезным делом, и будучи признанным мастером. Вероятно, поэтому в его работах широко представлен животный мир Чукотки: медведь, олень, морж, заяц. Рисунок Рошилина профильный, плоскостной, контур лаконичный, изображения разномасштабны, разбросаны, каждая из сцен имеет композиционную завершённость.



Ичель - один из старейших мастеров промысла. Тематику его произведений составляют мчащиеся олени и собачьи упряжки, охота, танцы - все, в чем наиболее ярко проявляются сила, ловкость, человека и животного. Для Ичеля характерен крупный плоскостной рисунок, в основном профильный, покрывающий всю поверхность клыка; разнообразна техника гравировки с использованием подцветки.

Лейвун происходит из семьи известных косторезов из селения Дежнева. В 1930-е годы им был выполнен клык с гравированным изображением охоты на моржей и медведей на одной стороне и оленьей упряжки на другой.

Онно мастер гравированного рисунка по кости, из молодого поколения, легко воспринявший новые тенденции, пришедшие в чукотско-эскимосский промысел в 1930-е годы. Чаще всего он изображает различные виды охоты. Его рисунок, покрывающий всю поверхность клыка, мягкий, пластичный, отличается точным выразительным контуром, при помощи которого он передает движение людей и бытовые подробности.

Кейнитегын резьбой по кости начал заниматься в 1930-е годы. Он известен как автор выразительных скульптур оленей. Кейнитегын был, кроме того, замечательным гравером и рисовальщиком. Об этом ярко свидетельствуют гравированный клык его работы и серия рисунков.

Вуквол родился в семье потомственных косторезов. Известно несколько работ Вуквола на тему танца, праздника. Произведения Вуквола, представленные в музее, дают возможность охарактеризовать его как одного из крупных талантливых чукотских художников. В его рисунках нашли отражение и перемены в современной жизни Чукотки. В коллекции музея также представлены работы, выполненные Вукволом совместно с другими мастерами резьбы по кости. Он создал рисунки, а мастер Эйгук выполнил клык, посвященный героическому походу ледокола «Челюскин», где подробно рассказывается о жизни челюскинцев в палаточном лагере.

Интересен гравированный клык (1930-е годы), который прекрасно иллюстрирует достижения в гравюре ведущих мастеров промысла. Он создан четырьмя художниками, каждый из которых выступает самостоятельно и дает свой, не связанный с другими рисунок: Мынор – охота на кита, Вуквол - танцы, Онно – охотничьи сцены и Ичель – продажа оленьего стада американским торговцам. 

Имеющиеся в коллекции музея изделия 1940 - 1970-х годов выполнены ведущими мастерами промысла Вуквутагиным, Онно, Хухутаном, Кейнитегыном, Хотхыргином, Туккаем, Ако, Эмкуль, Хуватом, Тынатваль, Янку. Они ярко представляют искусство этих лет. Работы мастеров свидетельствуют об интересе к изображению животных, сцен охоты, обращении к фольклору. В этот период обогащаются художественно-технические приемы, разнообразнее становятся цветовые сочетания. Скульптура 1940-х годов свидетельствует о сохранении профильности построения, о нарастании детализации и динамики; об использовании клыка как подставки для размещения на ней фигур. Вуквутагин в скульптурной композиции «Собачья упряжка» (1945 г.), воспроизводит реальные образы животных и человека. Мастер передает стремительный легкий бег собак, мчащихся по наклонному клыку, передающему бескрайнюю равнину Севера.

В 1950-е годы широкое распространение получает создание скульптурных групп из единого куска кости, в сложных композиционных позах, усиливается жизненность изображений. Одним из немногих талантливых художников, в одинаковой степени владеющих гравировкой, объемной и плоскорельефной резьбой, был Хухутан. В его композиции «Забой моржей на лежбище» (1964 г.) образная выразительность фигур людей и моржей сочетается с изящным гравированным рисунком на подставке. Для творчества Хухутана характерны декоративные ножи со скульптурной рукоятью и ножнами, украшенные гравированными изображениями и дополненные подцветкой.


Большой интерес представляет работа мастера Эко. Это гравированный клык на тему сказки «Сын солнца» (1956 г.). Рисунок на клыке мелкий, отдельные сцены раскрывают содержание сказки; подцветка выполнена в охристых, синих и коричневых тонах.

Творчество Веры Эмкуль, талантливой художницы-гравера, наследует глубокие традиции чукотской и эскимосской гравировки на кости, вместе с тем развивает это искусство, вносит в него новые черты. Для творчества художницы характерно обращение к чукотскому фольклору и создание работ на сказочные темы. Гравированные композиции на клыках «Келе и птичка», «Сын медведя», «Собачий бунт» решены автором в соответствии с повествовательным характером сказок, насыщенная подцветка придает произведениям живописность.

Туккай – мастер круглой скульптуры. В работе «Приручение оленя» (1967 г.) резчик умело строит сложную композицию, персонажи которой органично связаны между собой. Фигуры объемны, человек и олень переданы в движении. Туккай в своем творчестве достигает высокой реалистичности и создает образы, наполненные энергией.

Чукотское и эскимосское искусство цельно и поэтично, у него глубокие традиции. Отбирая и закрепляя лучшие из них, современное искусство чукчей и эскимосов развивается, приобщая новое поколение мастеров к многовековой культуре.

 

По материалам альбома Чукотское и эскимосское искусство из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника, Ленинград, «Художник РСФСР», 1981 г.