Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Художественная обработка металла XVII-XIX вв.

Кузнечное дело было одним из древнейших видов обработки металла и считалось на Руси почетной специальностью. Изделия кузнецов получили известность далеко за пределами Русского государства и своей выразительностью, смелостью, декоративностью вызывали восторг и удивление иностранцев. В экспозиции музея изделия из кованого и узорного просечного металла по времени их изготовления охватывают период с XVII и до начала XX века.

Даже такой скромный по виду материал, как олово, разнообразно использовался в русском искусстве в XVI XVII веках. Мягкость олова давала возможность делать из него пластины со всевозможными растительными мотивами и обрамлять ими стенки деревянных ларцов, зеркала, иконные киоты, декорировать выносные церковные фонари и т. д. В отделе экспонируется редчайшее трехстворчатое зеркало XVII века, украшенное узорчатым ажурным оловом, прорези которого покрывала яркая роспись и слюда.

  Смелым сочетанием контрастных цветов народный мастер достиг горения красок, роспись напоминает узор, составленный из самоцветных каменьев. Не менее интересны и медные спицы-зеркальца, которыми крепился лен на гребни прялок. Спицы декорированы головками коней, иногда на конских головах помещалось изображение двух утиц, напоминающих ладью. Такое сочетание элементов декора говорит о древнейших традициях этих произведений.  



  Из меди и олова делали также посуду: всевозможные братины с чеканным узором, ендовы с носиком для слива, медные ковши различных размеров, которые спускались в бочку и плавали в ней, придерживаясь крючком ручки за край. В этих сосудах во время праздников подносили гостям пиво, брагу, хмельной мед.

Развитой отраслью художественного ремесла было сундучное производство. Особенно высоко ценились сун¬дуки и шкатулки Великого Устюга. В музее есть несколько великоустюжских сундуков XVII—XVIII веков, имеющих . форму теремка и обшитых железными полосами с просечным узором. Эта форма была традиционной в быту и сохранилась до середины XIX века. В XVI—XVII веках пользовались небольшими плоскими сундуками-укладками со скошенной крышкой — подголовником. Форма подголовника объясняется их названием и ролью — они служили подставкой для подушки во время сна. В таких сундуках хранились ценности и документы.


Сундуки украшены широкими полосами железа и просечными жуковинообразными накладками. Часто в центре крышки или вокруг замка помещали круглые про¬сечные пластины, под которые подкладывали цветную фольгу, и благодаря этому резной круг ярким пятном выделялся на поверхности сундука.Старинные формы сундуков и несложные мотивы просеч¬ного орнамента сохранились вплоть до середины XIX века, но уже в XVIII веке появился спрос на более изящные вещи. Сундуки делались гораздо меньших размеров, лег¬кими, просечные узоры стали мельче, ажурнее.


Художественная обработка металла представлена в собрании музея кованными железными светцами с их прекрасной архитектоникой, литыми из меди ендовами и рукомоями строгих, ясных очертаний, сундучками и шкатулками многообразных форм с просечными узорами. Особый интерес вызывает великолепный дымник из жести, привезённый из вологодской области.