Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Троицкие эмали XVIII-начала XX в.




«Финифть» в переводе с греческого – «сплав» или «блестящий камень». Так называют живописную эмаль. В первой половине XVIII в. Троице-Сергиев монастырь достиг вершины своего материального благополучия. Искусство финифти, поощряемое Петром I, освоили троицкие умельцы. Из многочисленных работ троицких художников XVIII в. сохранились, в основном, эмалевые пластины, которые украшают драгоценные вещи, хранящиеся в Ризнице Сергиево-Посадского музея-заповедника.

  Большую роль в становлении уникальной художественной школы в Троице-Сергиевом монастыре сыграл иеромонах Павел Казанович. Сам мастер своих работ не подписывал, но его руку можно определить в композиции «Троица Ветхозаветная». Под руководством Казановича троицкие мастера ездили в Санкт-Петербург учиться европейской живописи, копировали работы иностранных мастеров. Образцом троицкого искусства финифти служит оклад Евангелия 1757 г., которое украшено эмалевыми дробницами.


Финифтяная живопись середины XVIII в. украшала драгоценные изделия монастырской работы: панагии, евангелия, лампады, митры. Митрополит Платон (Левшин) всячески поддерживал работу финифтянщиков. По его указанию началась формироваться художественная артель монастыря.


С конца XVIII в. троицкое эмальерное дело постепенно начало сходить на нет, потому что торговать купленной продукцией стало выгодней, чем производить её самим. Троице-Сергиев монастырь стал закупать много финифтяной продукции из Ростова Великого. Хотя в Лавре продолжали трудиться «живописцы по финифти». Среди широкого ассортимента продукции XIX в. выделяются иконки, отличающиеся от ростовских эмалей технологическими и художественными приёмами, похожими на лаврские литографии. В этом плане интересна эмалевая иконка начала XX в. «Преподобный Серафим Саровский».