Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Художественное литьё из чугуна XIX-XX вв.

Коллекция художественного литья из чугуна Сергиево-Посадского музея-заповедника начала формироваться в 1930 году и насчитывает около 200 единиц хранения. Наряду с изделиями знаменитого Каслинского завода в коллекции представлены изделия Кусинского, Нювчимского, Черепетского заводов, образец бытового литья одного из заводов, принадлежавших знаменитым промышленникам Мальцевым и единичные образцы немецкого художественного литья.     

Чугун, разновидность железа, металл хрупкий, но мягкий и точный в литье, издавна применялся на Руси для изготовления пушек, ядер, колоколов. До XVII века производство чугуна велось кустарным способом. Первые железоделательные заводы появились в окрестностях Москвы, Тулы и Каширы во второй половине XVII в.  Именно Центральная Россия стала колыбелью отечественной металлургии. Но славу русскому художественному литью из чугуна принесли два завода – частный Каслинский завод наследников купца Л.И. Расторгуева, основанный в 1747 году и казенный Кусинский завод, начавший свою работу в 1789 году. На этих уральских заводах во второй половине XIX века по специальным заводским альбомам – каталогам тиражировали объемную круглую скульптуру из чугуна и сделали художественное чугунное литье самостоятельной областью российской промышленности и декоративно-прикладного искусства.

Чугунные пепельницы, пресс-папье, статуэтки, шкатулки были очень популярны в ХIХ в. и соперничали с аналогичными изделиями из мрамора, бронзы, серебра. Их размещали в гостиных, кабинетах, библиотеках; дарили и коллекционировали. Фигурное литье из чугуна воспринималось в ХIХ в. как «подобное бронзе», но более дешевое и доступное, что было одним из важнейших факторов популярности этих изделий. Первые мастера на Каслинский завод были переселены из Центральной России, затем пригласили чеканщиков из Златоуста. Со временем на Каслинском, Кусинском и других заводах сложились целые династии мастеров литейного дела. Чистота поверхности готового предмета, идентичность оригиналу полностью зависели от формовщика. У каждого мастера были свои секреты: набор инструментов, добавки в формовочные смеси, припылы и т.д. Особого искусства требовало изготовление круглой скульптуры, которую отформовывали по частям.



На формирование ассортимента чугунного художественного литья влияла мода, требования рынка, возможность получения и исполнения отливок. Источники поступления моделей были самые разнообразные. Образцы могли быть приобретены у автора, привезены из-за границы, получены с других заводов, выполнены местным скульптором-самоучкой и т.д. Чаще всего моделями служили бронзовые изделия. Переведенные в чугун они приобретали новые качества. Черный цвет усиливал впечатление массивности вещи, выявлял четкий контур предмета. Выпускались отливки и непосредственно с чугунных моделей, прежде всего немецких, особенно в начальный период. На развитие чугунной кабинетной скульптуры большое воздействие оказала французская пластика. Всплеск интереса к французским моделям в Каслях произошел в конце ХIХ в. в связи с подготовкой к Всемирной выставке в Париже 1900 г. Особой популярностью пользовались работы Ж. Готье: «Дон Кихот», «Мефистофель», анималистическая пластика П. Мена.

Значительное место в ассортименте художественного литья из чугуна занимали работы современных русских скульпторов. Для русского искусства второй половины ХIХ в. характерными были «реализм, народность, национальность». Это проявилось, прежде всего, в выборе сюжетов, в натуралистическом их воплощении.  

Значительное место в ассортименте художественного литья из чугуна занимали работы современных русских скульпторов. Характерными принципами русского искусства второй половины ХIХ в. являлись «реализм, народность, национальность». Они проявились, прежде всего, в выборе сюжетов, в натуралистическом их воплощении.  



В художественном чугуне народная тема вошла в виде разнообразных утилитарных предметов, статуэток, групп, изображающих сцены крестьянского быта, труда и отдыха: чернильница «Крестьянин на пне», статуэтка «Тройка зимой», пепельница «Горшок», подчасник «Избушка на курьих ножках», в котором воспроизводились мотивы архитектурной деревянной резьбы.

Интерес к историческому прошлому России нашел отражение в статуэтке «Ермак –покоритель Сибири», 1898 г.   

Широкое распространение в русском чугуне получили многочисленные работы Е. Лансере и А. Обера, иллюстрирующие жизнь и быт народов Российской Империи. Одной из самых любимых моделей в Каслях и в Кусе была скульптурная группа Е. Лансере «Джигитовка лезгин». Автору удалось в металле запечатлеть мгновенное движение.

Особую любовь питали мастера чугунолитейного производства к изделиям анималистического жанра. Фигурные изображения коней, собак, оленей, выполняли роль пресс-папье, дополняли вазы, коробки, пепельницы, служили самостоятельными украшениями интерьеров. Родоначальником уральской анималистической пластики считается малоизвестный нижнетагильский мастер Ф. Звездин. Его ранняя копийная работа «Бык» в течение долгих лет тиражировалась Каслинским заводом.  

Решающую роль в становлении анималистического жанра в русской пластике сыграл П. Клодт — создатель знаменитых скульптурных групп укротителей коней, украшающих Петербург, Неаполь, Берлин. Уменьшенные копии этих монументальных произведений, а также другие изделия, изготовленные каслинскими умельцами по моделям П. Клодта, на долгое время стали эталонными образцами чугунолитейного художественного производства. Выпускались в чугуне и произведения известного скульптора-анималиста второй половины ХIХ в., ученика П. Клодта, Н. Либериха. Его работы отличались особым интересом к деталям, к реалиям окружающей среды, тщательной проработкой фактуры.

На железоделательных заводах Урала трудились  и собственные скульпторы. В Каслях создавали образцы для литья, обучали мастеров формовке, чеканке, приемам тонкостенного литья  М.Д. Канаев и Н.Р. Бах. В Кусе работал мастер Ф.О. Васенин.

Традиционно скульптурные группы и статуэтки, наиболее трудоемкие и дорогие изделия чугунного литья, составляли самые обширные разделы каталогов. На рубеже XIX–ХХ вв. в ассортименте художественного чугуна стали происходить существенные изменения. Практически не расширялся круг сюжетной круглой скульптуры, зато увеличилось производство пепельниц, ваз, подсвечников, коробочек и т. д. В этих небольших, украшенных рельефными и ажурными орнаментами, пластическими изображениями животных и птиц вещах, наиболее ярко отразились разнообразные стилистические поиски конца XIX–начала ХХ века.



Отливки, вошедшие в ассортимент чугунолитейных заводов, впоследствии выпускались неоднократно, одни чаще, другие реже. По одному и тому же образцу произведение могли отливать на разных заводах. Часть продукции имела мемориальный характер. Это, прежде всего, медальоны, отливавшиеся по случаю юбилея какого-либо лица или в связи с каким-либо историческим событием. Создавались и уникальные заказные, выставочные вещи, не включавшиеся в каталоги. К таким единичным произведениям художественного чугунного литья относится каслинская цепочка для часов.

Выпускались и изделия культового назначения, которых сохранилось мало. Однако известно, что первой половине ХIХ в. иконы из чугуна отливались на многих предприятиях. В собрании Сергиево-Посадского музея имеется икона «Бракосочетание Марии с Иосифом», созданная на одном из уральских заводов в начале прошлого столетия. Отлитая по западноевропейскому образцу, икона характеризуется сложной композицией.

Необычной для более позднего русского чугунного художественного литья является полихромная раскраска иконы. На Каслинском заводе были отлиты медальон «Апостол Иоанн Богослов» и статуэтка «Христос». Распространены в России были и иностранные отливки культового характера. Из собрания Троице-Сергиева монастыря происходит икона «Несение Креста», выполненная в Берлине в мастерской И. Мюллера.



В собрании музея имеются работы, выполненные на двух небольших частных чугуноплавильных и железоделательных заводах: Нювчимском, основан в 1756 г. в Вологодской губернии на реке Нювчиме, и Черепетском, основан в 1766 г. в Калужской губернии, на реке Черепети. Изделие Нювчимского завода – пресс-папье «Лежащий медведь» в виде массивной пластины с лежащей на ней распластанной фигурой медведя — цельнолитое и очень тяжелое, что отличает его от аналогичных предметов, изготовленных в Каслях и Кусе. Декоративные тарелки Черепетского завода украшены рельефными изображениями: аллегорическими фигурами в обрамлении картушей и пышных растительных завитков и бытовой сценкой. Моделями для отливок послужили образцы европейского художественного литья. Большинство частных и казенных чугунолитейных заводов на протяжении всего ХIХ в. в изобилии выпускали посуду — черную и эмалированную. Посуда отличалась простотой форм и отсутствием какого-либо декора. Редким для коллекций художественного чугунного литья является рукомой, изготовленный на одном из Мальцовских заводов.




Массовое производство художественного чугунного литья было прекращено в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Новый период в его истории начался в 1920-е годы с изготовления произведений с революционной тематикой. В Сергиево-Посадском музее хранится небольшое число экспонатов, созданных в 1930—1950-е годы на Каслинском заводе. В 1930-е год большая часть отливок представляла собой повторения дореволюционных моделей. Постепенно в ассортимент стали вводить новые образцы, созданные советскими скульпторами. К таким произведениям относится статуэтка «Зарема — балерина Каминская», автор Е. Янсон-Манизер, группа «За власть Совета», автор В. Симонова. В 1937 г. к юбилею А.С. Пушкина был выпущен медальон С. Мограчева с изображением поэта. Качественный уровень отливок 1930-х годов не уступал дореволюционным. Литьем, чеканкой и формовкой занимались мастера старой выучки, применялся качественный чугун. Касли 1950-х годов в собрании Сергиево-Посадского музея представлены кроме заводских изделий работами учеников ремесленного училища №18, созданного при заводе еще в 1933 г. 


Коллекция Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника в целом достаточно полно отражает деятельность Каслинского и Кусинского заводов периода их расцвета.

Большинство произведений имеют клейма, что важно для атрибуции предметов и для выявления ассортиментов отдельных предприятий. Небольшое количество работ советского периода дополняют картину развития чугунного художественного литья, знакомят с образцами каслинского литья 1930—1950-х годов.

По материалам каталога: «Художественное литье из чугуна XIX – начала XX в. из собрания Сергиево-Посадского музея- заповедника». Автор-составитель Г. П. Черкашина. 1998 г.