Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Гончарные изделия

Коллекция народного гончарства Сергиево-Посадского музея представляет большой интерес своим разнообразием традиционнх изделий XIX — XX века. Она сформировалась за время многолетних научных экспедиций сотрудников музея, и представлена в музее многими регионами: Витебским, Владимирским, Вологодским, Вятским, Калужским, Нижегородским, Новгородским, Петербургским, Псковским, Рязанским, Смоленским, Тверским, Ярославским, Московской областью. Горшечное производство было связано с местонахождением высококачественных гончарных глин. Для посуды XIX века использовалась обычная красная глина, повсеместно распространенная, значительно меньше — серая и синяя, и наиболее редко встречающаяся — белая.

Особого мастерства в изготовлении требовали крупные архаичные по формам изделия: горлачи для зерна, корчаги для пива, кубы для браги, сосуды для воды, называемые «медяниками», глубокие горшки «растворники», «опарники», «блинницы» для теста, разные горшки для приготовления пищи, кубышки для льняного масла, тазы для мытья, глубокие миски и чаши для еды, блюда и сковородки. В разных областях изготовливались и всевозможные сосуды с рыльцами: кувшины для пива и кваса, «дойники», «носушки», «подаяшки» для растопленного масла, широкие и довольно низкие кисельные «латки», подвесные рукомойники с одним или двумя рыльцами. Разнообразны предметы небольших размеров: молочные кринки, так называемые, «мурашки», «кубаны», «махотки», формы для холодца «розвалки», «студеницы», сдвоенные горшки с крышками — «двоешки», в которых носили щи и кашу в поле, кашники — для приготовления каши, различные свистульки.



Некоторые изделия имели специальное назначение. Небольшие горшочки для кутьи — «рукоятки» использовались в течение сорока дней для поминальных обрядов. Маленькие кадильницы с ладаном — «кацеи» ставились в головах покойника. Кадиленками окуривались животные в первый день выгона скота. В ритуальных кувшинчиках в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. В большом количестве употреблялись горшки во время свадебного ритуала, они разбивались в знак целомудрия невесты. 

В разных районах вырабатывались свои локальные особенности и своеобразные приемы, несмотря на несомненное влияние Москвы, главного керамического центра русского государства с XV столетия. Удивительны по своей совершенной пластике изделия, докрасна прокаленные, с красочными поливами. Но особенно красивы черные сосуды, отливающие различными оттенками цвета. Во многих районах сохраняется высокое мастерство изготовления красноглиняных сосудов. В наиболее крупных по форме предметах ярко выявляется неповторимая красота материала. В этих сосудах, будто пронизанных огнем, единство утилитарного и художественного достигает своего полного совершенства.


Орнаментация глиняных изделий XIX века довольно архаична как по технике исполнения, так и по узорам. Основу простых орнаментов, образующих однорядные или многорядные узорные пояски, составляют отпечатки в виде ямочек, нанесенных заостренной палочкой, зубчатым колесиком, зубьями гребенки, штампом. Свободным росчерком палочки по мягкой сырой глине наводились волнистые узоры, завитки, елочки, косые насечки, ломаные в виде зубчиков линии.


Лаконичный орнамент из графических линий и ритмически повторяющихся лунок создавал необычайное единство с простой выразительной формой. В гончарном производстве XIX века значительно реже применялся примитивный и весьма трудоемкий способ украшения предметов лощением. Перед обжигом округлой галькой наносились простые поперечные, вертикальные и ломаные узкие полосы. Блестящие, глубоких темных тонов, они красиво выделялись на обожженной матовой поверхности.

Наибольшим спросом в XIX веке пользовалась вырабатываемая почти повсеместно «муравленая» посуда, называвшаяся гончарами «обливной». Покрывалась она легкоплавкими свинцовыми глазурями, так называемыми поливами. Желтый цвет, наиболее распространенный, получали кз окиси железа или свинца, красивые глубокие коричневые и фиолетовые тона — из марганца, а самые необычные и разнообразные зеленые цвета давала окись меди.

Особенно широко использовался сурик для излюбленных красновато-коричневых полив. Одноцветная глазурь наносилась на необожженный черепок, изредка для его грунтов¬ки употреблялось предварительное ангобное покрытие посуды тонким слоем белой глиняной массы (белая глина и кварц). Обычно предметы окунались в раствор с поливой или же обливались этим составом, реже они обмазывались кистью. Глазури обладали большими художественными качествами. Неповторимое своеобразие придавала поливным изделиям неравномерная окраска предмета, то густая и темная, то светлая с разными тональными оттенками. В собрании музея преобладают одноцветные простые узоры из волнистых или ломаных линий, колец, горошин, розеток, стилизованных веток.

К концу XIX века наблюдается спад художественного уровня4 народной керамики. Конкуренция с фабричными промышленными изделиями вызвала значительное изменение ассортимента в гончарном производстве. Появляются чуждые для глиняных изделий формы, подражающие металлическим и фарфоровым предметам. Такие изделия вырабатывались в большом количестве в селе Богородском и широко сбывались по всему Поволжью, вплоть до Астрахани.


В некоторых наиболее утилитарных предметах отразились запросы жителей степных районов Волги и Каспия. Более дешевые глиняные изделия воспроизводили восточную медную посуду. Это ведерки для молока с крышкой и длинногорлые кувшины с уплощенным туловом. В 1920—1930-е годы в большом количестве изготовлялись предметы повседневного обихода: чайники, кружки, банки, жаровни для рыбы в виде глубоких лотков, «мясницы» для мяса, фляги, керосинницы и многое другое. В разных по форме, величине, объему и назначению простых предметах крестьянского обихода прослеживаются глубокие традиции народного искусства.