Лаковая миниатюрная живопись на папье-маше
Музейная коллекция миниатюрной лаковой живописи на папье-маше включает произведения всех широко известных русских центров: Федоскина (Московская обл.), Палеха, Холуя (Ивановская обл.) и Мстеры (Владимирская обл.).
История русских лаков начинается с конца XVIII в., когда купцом П.И. Коробовым недалеко от подмосковных Мытищ в соседнем с Федоскино селе Данилкове было организовано предприятие по изготовлению лаковых изделий из папье-маше. Вскоре промысел распространился по всей округе.
В музейном собрании представлены работы фабрики Лукутиных (преемников П.И. Коробова) и небольших крестьянских мастерских селений Осташково, Жостово и других, расположенных в Троицкой волости Московского уезда. Самые ранние произведения коллекции относятся к середине XIX в.
Продукция подмосковных мастерских стилистически однородна: коробочки, ларцы, портсигары, кошельки, табакерки из папье-маше, украшенные живописными, реалистически трактованными миниатюрами с ярко выраженной национальной тематикой. Роспись выполняли масляными красками и покрывали лаком. Традиционные изображения «троек», «чаепитий», сцен из крестьянской жизни, как правило, являлись свободными копиями станковых живописных и графических работ русских художников.
Начиная со второй половины XX в., для федоскинского промысла стало характерным преобладание творческих работ с романтико-поэтической трактовкой сюжетов. В произведениях мастеров промысла широкое распространение получили темы революции, гражданской и Великой Отечественной войн, освоения космоса и многие другие. В музее представлены произведения таких известных федоскинских художников, как В.Д. Липицкий, М.С. Чижов, Ю.В. Карапаев, Г.И. Ларишев, А.А. Толстов, В.С. Рогатов и др.
Искусство лаковой миниатюры в Ивановской и Владимирской областях получило развитие только в советское время и основывалось на сложившихся здесь традициях иконописания. Накопленный веками опыт, оказавшийся ненужным после революции 1917 года, был с успехом реализован в росписи небольших предметов из папье-маше: шкатулок, коробочек, пудрениц.
Первыми среди иконописных центров лаковую роспись на папье-маше начали осваивать в Палехе, заимствовав технологию изготовления форм у мастеров подмосковного Федоскина. Бывшим иконописцам удалось разработать оригинальный стиль и технику лаковой живописи, найти свой круг тем, сюжетов и образов. Новое искусство Палеха было основано на радостном, праздничном отражении мира; декоративной трактовке сюжета, дополненного орнаментом; условном решении пространства, красоте и изяществе образов. Все это, гармонично сочетаясь с яркостью красок, блеском черного лака и золота, создавало особый идеальный поэтический мир близкий и понятный каждому. Уже к середине 1920-х годов лаковая миниатюра Палеха получила мировое признание.
Музейная коллекция Палеха включает работы почти ста художников с первых лет зарождения промысла до середины 2010-х годов. Это не только лаковая миниатюра на папье-маше, но и живописные, графические, монументальные произведения, эскизы театральных костюмов и декораций. Разнообразие состава коллекции, высокий художественный уровень большинства входящих в нее произведений позволяют отнести ее к числу наиболее ярких и интересных.
Наиболее значимая часть палехской коллекции музея – произведения 1920-1930 годов. В их числе пронизанные поэтическим духом революционной романтики работы родоначальника лаковой живописи в Палехе И.И. Голикова, а также произведения других выдающихся художников, чье творчество заложило основы этого искусства: И.М. Баканова, И.П. Вакурова, А.В. Котухина, И.В. Маркичева, И.И. Зубкова, Д.Н. Буторина, Н.М. Зиновьева, А.А. Дыдыкина; работы их талантливых учеников и последователей.
В состав коллекции входят также немногочисленные произведения времени Великой Отечественной войны, в числе которых шкатулка Н.М. Зиновьева «Дух предков» (1943) и ларец А.А. Котухиной «Защита Сталинграда» (1945), выполненные с большим эмоциональным накалом.
Искусство Палеха второй половины XX – начала XXI веков представлено работами ведущих художников этого времени: Борунова А.В., Голикова Н.И., Ермолаева Б.М., Ливановой И.В., Лопатина Н.П. и др.
В начале 1930-х годов, вслед за Палехом, к миниатюрной живописи обратились мастера других, расположенных неподалеку, иконописных центров – Мстёры и Холуя. При очевидной стилистической близости этих трех промыслов, лаковая живопись каждого из них обладает своими особенностями. Так в художественном решении произведений Мстеры и Холуя не столь велика роль черного фона и золота, сюжет, как правило, размещается на фоне пейзажа; колорит чаще строится в близкой по тональности цветовой гамме; предметы и образы, особенно в ранних произведениях, по своей трактовке и пропорциям ближе к реальным.
В музейной коллекции представлены произведения 1930-х – 1980-х годов, выполненные ведущими художниками этих центров. В их числе работы Морозова И.Н., Овчинникова В.Н. Антоновского Н.И., Серебрякова, Фомичева Л.А., Фокеева В.П. (Мстера); Костерина К.В., Молева В., Тихонравова Б.В., Денисова Н.Н. (Холуй) и др.
Заведующая сектором «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв.» Толстухина Наталья Владимировна.