Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Роспись по папье-маше (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй)

В собрании музея имеется разнообразная коллекция миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Этот вид декоративно-прикладного искусства возник на рубеже XVIII— XIX веков в с. Федоскино Московской области.
Их история начинается с конца XVIII в., когда купцом П.И. Коробовым было организовано предприятие по изготовлению лаковых изделий из папье-маше в с. Данилкове, расположенном недалеко от с. Федоскино. Вскоре промысел распространился по всей округе.
В музейном собрании представлены рабо¬ты фабрики Лукутиных (преемников П.И. Коробова). Самые ранние произведения коллекции относятся к середине XIX в. Продукция этих мастерских стилистически однородна: коробочки, ларцы, портсигары, кошельки, табакерки из папье-маше украшены живописными, реалистически трактованными миниатюрами с ярко вы¬раженной национальной тематикой. Традиционные изображения "троек", "чаепитий", сцен из крестьянской жизни, как правило, являются свободными копиями станковых живописных и графических работ русских художников. Начиная со второй половины XX в., для федоскинского промысла наиболее ха¬рактерно преобладание творческих работ с романтико-поэтической трактовкой сюжетов.
В федоскинской миниатюре выработалась особая творческая манера письма. Роспись производится на папье-маше по глубокому черному фону масляными красками и покрывается лаком. К характерным декоративным свойствам росписи относятся яркие локальные цвета, реалистически обобщенный и лаконичный рисунок, четкое и ясное композиционное построение, обычно небольшое количество фигур. В произведениях федоскинцев встречаются самые разнообразные темы: кроме традиционных чаепитий, хороводов и троек, наибольшее распространение получили темы революции, гражданской и Великой Отечественной войн, освоения космоса и многие другие. 
 
 Глубокой поэтичностью отмечены многие пейзажи. Среди них работа Г. И, Ларишева «Осень». Декоративно-орнаментальные росписи, известные в XIX веке, также широко используются в современных произведениях. Многообразие художественных приемов свидетельствует о творческой изобретательности мастеров села Федоскино.

Большой интерес представляют произведения других центров лаковой миниатюры, возникших после революции,— Палеха, Мстёры и Холуя. Технология производства лаковых изделий из папье-маше была ими заимствована у мастеров Федоскина. Крупнейшим и самым значительным среди них является село Палех Ивановской области. Здесь в течение нескольких столетий процветало иконописное мастерство. Все лучшее из этого наследия было творчески переосмыслено и привнесено палешанами во вновь созданное ими декоративно-прикладное искусство. На творческой манере палешан сказались веками выработанная высокая культура рисунка и богатство цвета. Композиционные построения сохранили характерные для иконописи своеобразные приемы плоскостной передачи пространства, и вместе с тем палехские лаковые миниатюры представляют собой своеобразный вид темперной росписи.
В собрании музея имеется уникальная коллекция палехских лаков. Они представлены различными периодами, но особенно богато произведениями художников старшего поколения: И. И. Зубкова, И. В. Маркичева, И. М. Баканова, А. И. Ватагина, Н. М. Зиновьева. Среди них следует отметить творчество И. И. Голикова, определившего пути развития классической миниатюрной росписи. 



К типичным произведениям, воспевающим бурный и мятежный дух революционной эпохи, относится пластина «Битва» И. И. Голикова. В этой необычайно динамичной композиции переданы неукротимый порыв и накал жестокой битвы; бешено скачущие зеленые, лиловые, розовые, синие, красные кони написаны в сложнейших ракурсах. Своеобразно решена И. И. Голиковым тема жизни советской деревни. Его персонажи на табакерке «Три музыканта» имеют характерные удлиненные пропорции, развевающиеся складки одежд выявлены пробелами, как в иконах. 

Палехские художники обладают яркими творческими индивидуальностями. Они создают оригинальные композиции на самые разнообразные темы. С особой выдумкой изображают они различные сцены из русских сказок. В основе этих произведений наряду со сказочными лежат поэтические жизненно-правдивые образы. Классическим примером миниатюрной росписи являются пудреница «Полдень». Виртуозное орнаментальное мастерство палешан проявляется в тонких написанных золотом изящных узорах, украшающих шкатулки. Палехские мастера известны также как оригинальные художники-декораторы, мастера книжной графики и художники красочных декоративных монументальных росписей. 



Другим известным центром миниатюры является село Мстёра Владимирской области, в прошлом также знаменитое своими живописцами. При всей общности этого вида художественного промысла с остальными центрами мстёрская лаковая миниатюра отличается своим особым характером. Черный нейтральный фон в мстёрской миниатюре игнорируется. Красота окружающего мира воспроизводится поэтически условно. При этом де¬коративное начало проявляется в яркой росписи, без цветовых контрастов, в которой преобладают соотношения теплых тонов: золотистых, красных, белых при звучных зеленых и голубых. Рисунку присущ динамический ритм в крутых завитках волн, в густых «барашках» облаков, в причудливых изгибах берегов и красных и зеленых горок, в гибких изогнутых линиях скачущих животных. Фигуры людей изображаются несколько приземистыми. 

Наиболее молодым центром лаковой миниатюры, возникшим также на базе иконописного ремесла, является село Холуй Ивановской области. Здесь, как и у мстёрских мастеров, почти полностью отсутствует черный фон и почти так же реалистически передается окружающий мир. Сюжеты из героической истории русского народа и современные решаются в сложных многофигурных композициях. Росписи по своему колориту строятся на характерных контрастных сочетаниях теплых и холодных тонов. В отдельных композициях наблюдается увлечение символикой цвета. Предметы и фигуры трактуются объемно. Изображения человеческих фигур отличаются удлиненными пропорциями. Гибкие, графические линии очерчивают фигуры с развевающимися одеждами, скачущих коней с разметавшимися гривами, знамена. Таковы работы как основателей промысла — С. А. Мокина, В. Д. Пузанова, К. В. Костерина, так и их учеников Б. В. Тихонравова, И. Б. Бабурина, Н. Н. Денисова и других.