Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Царские чертоги Троице-Сергиевой лавры на чертеже XVIII в. К 100-летию музея

В Сергиево-Посадского музее среди множества уникальных экспонатов хранится Архитектурный альбом Троице-Сергеевой лавры, созданный в 1745-1789 гг. Он представляет собой собрание архитектурных чертежей и рисунков XVIII в., изображающих монастырские сооружения.
На одном из 46 листов Альбома показаны Царские чертоги. Это сооружение, построенное, вероятно, в конце XVII в., расположено вдоль северной стены монастыря. На некоторых этапах своего существования внешний вид здания существенно отличался от того, к которому мы привыкли.

Царские-чертоги.-фото.-2016-г.jpg

                                          Царские чертоги. Фотография. 2016 г.

Представить эти изменения нам и поможет данный чертеж.
Выполненный в 1745 г. он имеет наклейку, созданную спустя 44 года и показывающую иную кровлю здания. В это время наклейки были сделаны на многих чертежах Альбома. На них зафиксированы части сооружений, изображающие эти же элементы здания, но в другом виде. Так по указанию митрополита Московского Платона (Левшина) на Альбомные чертежи с помощью наклеек были внесены те изменения, которые произошли со строениями к 1789 г.
Сам чертеж является проектным, показывающим те части здания, которые предполагалось соорудить. Так при строительстве Чертоги не имели галереи вдоль парадного южного фасада. К моменту создания Альбома галерея уже была устроена, но только между крыльцами Чертогов (крыльца были разобраны в 1815 г.). На чертеже же мы видим галерею, идущую вдоль всего южного фасада строения. Таковая действительно была устроена в 1775-1776 гг. И, вероятно, мы можем говорить о том, что ценность чертежей Планной книги (так раньше именовался Альбом) была настолько велика, что даже спустя 30 лет этот проект был воплощен в жизнь.

Царские--чертоги-Чертеж.-1745-г.jpg

                                                Царские  чертоги. Чертеж. 1745 г.

Но что самое важное и необычное для изучения лаврских построек, так это то, что на основном чертеже, под наклейкой, на кровле здания изображены скульптуры. Насколько нам известно, нет ни одного документа, где хотя бы обсуждался вопрос о каких-либо изваяниях на памятниках обители. Единственное упоминание о скульптурах на монастырском памятнике – это проект установки на первом ярусе Колокольни тридцати двух статуй – аллегорических изображений различных человеческих добродетелей (Мужество, Разум, Верность и др.). Проект установки этих статуй был предложен в 1760-х годах архитектором Д.В. Ухтомским, но отвергнут монастырскими властями. Поэтому скульптуры, пусть даже проектные, показанные на чертеже без малого на 20 лет ранее, вызывают особый интерес, потому что это – явление уникальное.

Размещение статуй на памятниках архитектуры не было явлением повсеместным, но все же встречалось на многих сооружениях, в основном нецерковных зданиях Петербурга. (Петр I очень любил украшать город статуями). Изваяния, в основном, изображают античных богов, героев, духов природы. В Москве – цитадели православия, благочестия, по мнению Л.А. Мациха, – установка подобных статуй, конечно, была бы прямым вызовом устоявшимся православным традициям, ведь скульптура для православных все же ассоциировалась с идолопоклонством. А что уж говорить про Троицкую лавру!

Мы не знаем, кто был причастен к составлению данного проекта. Возможно, установка скульптур могла быть пожеланием кого-то из монастырской администрации 1740-х годов, тех, кто был знаком, например, с Версальским дворцом и уж непременно с постройками Петербурга. Может, приглашался кто-либо из именитых архитекторов. Или же молодой зодчий (зодчие), будучи знакомыми с лучшими архитектурными образцами, стремились приблизить строения обители к лучшим зданиям столицы.

Считать Д.В. Ухтомского причастным к созданию данного проекта сложно. Вероятнее всего, только в 1747 г. архитектор начал работать в Лавре. К этому времени Альбом уже был создан. Мы можем только предполагать, что и до того, как он был утвержден на работы в монастыре, Д.В. Ухтомский мог приезжать в обитель в качестве помощника. Ведь известно, что официально числясь архитектором в Троице, он выполнял заказы и в других местах. Но это гипотеза требует дальнейших исследований.
Деревянная кровля Чертогов (напоминаем, что скульптуры на ней – проектные) показанная под наклейкой, в 1760-х годах была заменена на железную. Именно ее мы видим на наклейке.

Царские--чертоги-.-Чертеж--1745-г.-с-наклейкой-1789-г.jpg

                                    Царские  чертоги. Чертеж с наклейкой 1789 г.

На проекте в центре кровли Чертогов изображена арматура (декоративная композиция из предметов вооружения и военного снаряжения) с гербом. Не воплощенная на кровле, она все же заняла свое место над портиками крылец. Это тоже мы видим на наклейке.

Таким образом, данный чертеж – уникальный источник по изучению изменения облика одного из памятников Лавры. С его помощью мы можем видеть, что задумывалось перестроить, и что из проекта было воплощено в жизнь. Ценность его для истории здания еще и в том, что ни один из упомянутых воплощенных элементов здания (ни галерея, ни крыльца с арматурой) не дошли до наших дней.
Архитектурный альбом 1745-1789 гг. – памятник, который, как и многие другие, в фонды Сергиевского музея, созданного в апреле 1920 г., поступил из основного собрания Троице-Сергиевой лавры. И с первых лет существования музея экспонировался в архитектурном отделе. В 1934 г. он был передан в Музей Архитектуры Академии Архитектуры СССР. И после многих перипетий Альбом, который был «чрезвычайно необходим» для реставрации памятников Лавры, а так же в связи с открытием нового архитектурного отдела, вернулся в музей в 1949 г.

Нина Викторовна Холодкова, ведущий научный сотрудник исторического отдела Сергиево-Посадского музея-заповедника.
.