Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Сувенирные платки-каре

Со времени подготовки и проведения VI-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в Москве важным направлением творческой деятельности советских мастеров текстильного дизайна стало создание сувенирных платков-каре. В середине–второй половине 1950-х гг. многие художники-текстильщики Москвы и Ленинграда разработали эскизы платков для серийного производства, в которых художественно-образными средствами выразили идеи мира, единства молодежи разных стран; создали композиции, объединяющие символы фестиваля, традиционные орнаменты и изображения памятных мест столицы.

Благодаря интенсивному развитию мирового туризма в 1960–1970-е г. круг сюжетов сувенирных платков значительно расширился. Излюбленной темой «текстильных сувениров» в это время стали памятники древнерусского зодчества, орнаментальные мотивы белокаменной резьбы, народной вышивки, ткачества, росписи по дереву… В поисках творческого вдохновения художники нередко обращались за примерами в музеи, вместе с сотрудниками участвовали в экспедициях по изучению и сбору произведений народного искусства. Так, например, авторские образцы платков-сувениров, созданные по мотивам экспонатов Сергиево-Посадского музея, были подарены в коллекцию признанными мастерами текстильного рисунка – Н.В. Вахмистровой, З.В. Максимовой, М.Я. Кацман, М.Ф. Тавасиевой. Следует также отметить, что З.В. Максимова дважды побывала в экспедициях музея на Русский Север.

Небольшого размера платки из натурального шелка, капронового и триацетатного волокна, штапельного полотна тиражировались на фабриках художественной росписи тканей, комбинатах прикладного искусства и художественно-галантерейных объединениях Москвы, Подмосковья, Ленинграда. Рисунок наносился на ткань способом фотофильмпечати или ручной росписи (батик); использовался также комбинированный прием, когда контур рисунка печатался, а работа цветом выполнялась вручную. Сувенирные тематические платки 1960–1970-х гг. из коллекции Сергиево-Посадского музея ярко отражают дух своего времени.


В.А. Демкина – ведущий научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIIIXXI в.»