Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Оклад Смоленской иконы Божией Матери. К 100-летию музея

Оклад каменной иконы Смоленской иконы «Одигитрии», выполненной в XV в., и пользовавшейся славой чудотворной святыни, представляет собой произведение декоративно-прикладного искусства XVIII—XIX вв. Он сложился в современном виде в результате вкладов и подношений разных лиц, последовательно пополнявших драгоценное убранство этой святыни.

оклад-токарева.jpg

В 1753 г. супруга лаврского служителя Наталья Афанасьевна Напольская подарила для иконы жемчужные ризу и убрус. Этот вклад, вероятнее всего, был связан с молением Н.А. Напольской о здравии тяжелобольного супруга Федора Напольского. Жемчужная риза выполнена в традиционной для русского ювелирного искусства технике жемчужного шитья («низание», «сажение»).

Следующим дарителем был крупный вельможа – граф Петр Борисович Шереметев, сын знаменитого петровского фельдмаршала. В 1754 г. он поднес к иконе серебряный чеканный оклад с двумя коронами, украшенными 97 алмазами и 62 рубинами. В этом году Шереметев получил чин генерал-лейтенанта, хотя и не участвовал в войнах. Возможно, его драгоценный вклад к чудотворной иконе был связан именно с этим событием.

Короны Богоматери и Младенца подражают императорским коронам XVIII в., и также состоят из драгоценных камней высочайшего класса – рубинов, алмазов и бриллиантов.

Добавления и изменения в окладе были сделаны в середине XIX в. В 1847 г. жемчужное одеяние Богоматери было перенизано, к нему добавлены три звезды с бриллиантами и алмазами, а также мелкий жемчуг, а «30 камышков простых зеленых и красных» и два жемчужных ожерелья от прежней ризы были удалены. Обновление ризы было произведено «усердием» известной купчихи «московской почетной гражданки» Александры Ивановны Посылиной, позднее погребенной в Троице-Сергиевой лавре. В 1863 г. на средства неизвестных благотворителей в «шереметевские» короны были вставлены четыре бриллианта и два рубина. В 1865 г. «на ожерельице» был помещен большой бриллиант вклада полковницы Сириани. Через несколько лет к иконе изготовили серебряный киот.

В 1920 г. икона и оклад поступили в собрание Сергиевского историко-художественного музея. Поначалу оклад демонстрировался в экспозиции ризницы, затем был передан в фонды, а некоторое время находился на хранении в ГОХРАНе. В 2017 г. оклад был реставрирован сотрудниками музея Е.В. Ромашкиной и Н.Н. Шелонниковой и помещен в историческую экспозицию, где и находится в настоящее время вместе с каменной иконой Смоленской Божией Матери XV в.

 

Татьяна Токарева, заведующая отделом «История и культура Сергиево-Посадского края XIV—XIX вв.», Нина Холодкова, Сергей Шокарев, ведущие научные сотрудники отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV—XIX вв.»