Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Подносное блюдо с видом Троице-Сергиевой лавры. Мастер Цырюльников. 1890 г.

Традиция преподнесения подарка на блюде известна со средневековых времен. Подносные блюда широко использовались в царском обиходе, во время церковных праздников, свадебном обряде. Историк XIX века Иван Забелин отмечал, что сам обычай дарения составлял «неотъемлемую статью дружелюбного обхождения, выражая любовный привет, почтение, уважение, преданность и все сердечные движения общенародного братолюбия». Обычай дарения хлеба и соли на блюде получает в России во второй половине XIХ столетия новую жизнь. Подносные блюда предназначались для подарков императору, государственным чиновникам, почетным гостям в память юбилейных дат, именин и других важных событий. Наибольшее распространение получили деревянные блюда, которые часто украшали богатым резным декором: сюжетными композициями, заимствованными с картин и гравюр русских художников, портретными изображениями русских царей, видами монастырей, а также памятными надписями.

В Сергиевом Посаде изготовлением заказных блюд занималось несколько опытных резчиков. В их числе – Иван и Василий Хрустачевы, Сергей и Николай Токаревы, семья Цырюльниковых. Достаточно любопытна история создания в 1890 году подносного блюда работы резчика Ивана Алексеевича Цырюльникова. 

И.А. Цырульников. Подносное блюдо. 1890 г. Сергиев Посад. .jpg

 Цырульников И.А. Подносное блюдо. 1890 г. Сергиев Посад.

Оно было подарено Городским обществом Сергиева Посада московскому генерал-губернатору князю Владимиру Андреевичу Долгорукову в надежде на успешное разрешение притязаний местных властей: добиться для города административной самостоятельности и переименования его в Радонеж (до 1920 года город продолжал входить в состав Дмитровского уезда Московской губернии).

На зеркале блюда – резной высокорельефный архитектурный пейзаж с панорамным видом ансамбля Троице-Сергиевой лавры, имеющий многоплановое построение. Он был заимствован с литографии 1874 года работы Ивана Ивановича Старченкова. Обрамлением пейзажа служит дарственная надпись и широкая полоса узора-«плетенки». Композиция блюда исполнена с большим мастерством и отличается конкретностью, тщательностью в передаче деталей.


Зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» 

С.В. Горожанина.