Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

История одного подноса

В экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» можно увидеть необычный поднос, на котором изображены не традиционные цветы, а архитектурный пейзаж с видом Троице-Сергиевой лавры. Он был выполнен монахом монастыря Аффонием Вишняковым – представителем старинного рода основателей и мастеров знаменитого жостовского промысла.

интерес-эксп-поднос.jpg


Поднос с видом Троице-Сергиевой лавры напоминает картину и является самым ранним известным датированным произведением этого мастера. На нем сохранились его имя и дата создания – 1901 г. Изображение отличается точностью рисунка и дает наглядное представление об архитектурном ансамбле монастыря начала ХХ в. Скорее всего, перед глазами автора был образец, которым могла служить открытка или хромолитография.
 Вряд ли этот поднос имел утилитарное назначение. Возможно, он предназначался для размещения в монашеской келье или для памятного подарка. Высокий художественный уровень работы свидетельствует о том, что даже находясь в монастыре, А.Е. Вишняков сохранял навыки мастерства, полученные в детстве и юности. 

После закрытия Лавры в 1919 г. мастер навсегда остался в нашем городе, где прожил до 1937 г., преданно служил своему искусству и стал организатором цеха по изготовлению предметов с лаковой росписью при Загорской фабрике игрушек.
Год окончания жизни Аффония в Посаде звучит зловеще, и не случайно. Когда сталинское НКВД начало копать под маршала Блюхера, соответствующие директивы пришли в Загорское управление ведомства. Первым для собеседования был вызван Аффоний. Начальник УНКВД Константин Сахарчук предложил ему разоблачить врага народа и его сообщников, пообещав художнику собственную мастерскую для творчества. Аффоний заявил, что никаких врагов народа не знает, а в мастерской не нуждается, так как уже стар. Не доносит – значит, сообщник. Монах был расстрелян в Бутове в феврале 1938 года.

Старший научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVII-XXI вв.» О.А. Игнатьева.