Размер
A A A
Цвет
C C C
Изображения
Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Интересно об экспонатах

Аксонометрия Троице-Сергиевой лавры И.В. Трофимова. К 100-летию музея

Среди архитектурной графики, хранящейся в Сергиево-Посадском музее, особо хочется отметить чертежи, фиксирующие состояние памятников Троице-Сергеевой лавры на том или ином этапе. К таким относится аксонометрия монастыря, выполненная в середине прошлого века архитектором, работавшим на восстановлении памятников обители с 1938 г. Игнатием Викентьевичем Трофимовым.

Лавру мы видим с птичьего полета. Благодаря этому можно охватить все монастырские постройки единым взглядом и получить целостное впечатление от ее строений.

Аксонометрия.-Трофимов-сайт.jpg

Первое на что обращаешь внимание, это то, что многие сооружения имеют окраску в розовый цвет. Колокольня, Смоленская церковь, Надкладезная часовня, Предтеченская церковь, церковь Зосимы и Савватия Соловецких, Лестничная башня, подклет Трапезной. Такую расколеровку памятники получили еще в XIX в. Их первоначальный цвет реставраторы восстанавливали постепенно в процессе работ. Все крепостные башни также окрашены в такой же колер, кроме Каличьей и Пивной. И это очень ценная информация – поле для изучения.

А вот Митрополичьи покои, которые в настоящее время посетители монастыря уже привыкли видеть в зелёном цвете – не являются следствием работы реставраторов. Свой изначальный цвет – такой, какой имеют на аксонометрии – они получили при отделке 1777 г. О чем рукой наместника монастыря Павла Пономарева зафиксировано на одном из сохранившихся Лаврских чертежей XVIII в. Свой цвет покои не меняли до 1990-х годов, когда к одному из приездов патриарха не были перекрашены. Объяснение последовало следующее: дескать, зеленый цвет – цвет патриарший, а покои теперь неофициально называются Патриаршими. И так получилось, что если почти все памятники, имеющие на аксонометрии позднюю раскраску красным цветом, со временем в период реставрационных работ вернули себе родную расколеровку, то Митрополичьи покои, показанные в первоначальном цвете, его, напротив – увы – утратили.

Еще одним ценным моментом является изображение на аксонометрии строений на территории, занимаемой Московской Духовной академией. Некоторые из них были разобраны, а иные получили существующий вид после пожара 1986 г.

Вместе с тем, к сожалению, аксонометрия не несет полной информации обо всех памятниках Лавры. То, что здесь не отражены реставрационные работы, которые к тому времени полным ходом велись, возможно, вполне оправдано – иначе мы бы не смогли увидеть многие сооружения обители. А вот то, что на чертеже не изображена ни одна ограда, которых на том этапе в монастыре было множество – очень жаль. Даже такая большая ограда, как ограда у Царских Чертогов, по каким-то причинам не показана. А ведь все ограждения являлись неотъемлемой колоритной частью лаврской территории.

И все же такие чертежи, как данная аксонометрия – несомненно, уникальны. Показ лаврского ансамбля в целом, показывающий его состояние на определенном этапе – графический вклад в его изучение, огромный труд архитектора.

Нина Викторовна Холодкова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника